ДУШАНБЕ, 25 ноя — Sputnik, Рубен Гарсия. Побег 26-летнего заключенного из исправительной колонии города Худжанда заставляет задуматься о функционировании пенитенциарной системы Таджикистана. К сожалению, побег из худжандской колонии — случай не уникальный, это общая проблема всего Центрально-Азиатского региона.
Деньги решают всё
Sputnik Таджикистан решил спросить заведующего отделом Центральной Азии и Казахстана Института СНГ Андрея Грозина, в чём причина ненадёжности тюремных запоров и тех, кто за них отвечает.
"Трудно удержаться от оценки подобного рода инцидентов в рамках политкорректности. Тут не надо выстраивать сложные схемы, как с колумбийскими наркокартелями, когда на тюремный дворик садится вертолёт. Всё гораздо проще — любые замки отпираются "золотым ключиком". Проблему можно решить, просто, занеся деньги, подкупив надзирателей и тюремное начальство", — рассказывает Грозин.
Эксперт привел в пример, как после известного побега 2010 года, всплыли очень неприглядные для силовых структур Таджикистана факты коррупции.
По его словам, отличительной особенностью большинства резонансных побегов является то, что преступники, как правило, были связанны с террористическими организациями — Исламским движением Узбекистана, "Талибан" и ИГ. По версии следственных органов, эмиссары террористов, воспользовавшись слабостью местных силовых структур, поддерживали связь с заключёнными и являлись организаторами побегов.
Тут многое определяется самой структурой пенитенциарной системы в стране. К примеру, в Узбекистане, существует раздельная система заключения для осуждённых за обычный криминал и за "террористические, экстремистские" статьи.
По его мнению, чем моложе пенитенциарная система, чем хуже в ней дисциплина, чем меньше в ней работы внутренних служб безопасности, проверяющих исполнение обязанностей работниками тюрем, тем слабее режим охраны заключённых. Но даже в узбекских тюрьмах, относящихся к категории особо охраняемых, где содержаться люди за политический экстремизм, за взятку можно рассчитывать на поблажки со стороны охраны.
Безоружными не бегут
Следует отметить, что даже в Худжандской ИК это уже второй инцидент за полгода — в июне трое заключенных, убив одного из руководителей колонии, предприняли попытку побега. Один из них был убит, двое задержаны. По словам таджикистанских правоохранителей, все трое планировали вступить в "Талибан".
Однако самый известный побег в регионе произошёл в Таджикистане в 2010 году. Тогда из СИЗО Комитета нацбезопасности в Душанбе бежали, застрелив охрану, 25 особо опасных преступников. Группа правительственных войск, отправленная на их поимку, была обстреляна из гранатомётов и стрелкового оружия в ущелье Камароб. В результате засады погибли по меньшей мере 28 военных. Ответственность за нападение взяло на себя "Исламское движение Узбекистана". За этим последовала спецоперация в Раштском районе, которая стоила жизни ещё 70 таджикским силовикам.