ДУШАНБЕ, 26 ноя — Sputnik. Горы — это испытание не только для человека, но и для автомобиля. Группа экспертов компании LAV Productions отправилась в автомобильное путешествие по горам Памира, где находятся самые высокие перевалы на территории бывшего Советского Союза, чтобы понять,с каким сложностями сталкиваются туристы в погоне за красивыми видами, сообщает "Авто.Mail.ru".
"Задачу, которую мы поставили перед собой, можно сформулировать так: попробовать за минимальное время преодолеть отрезок пути с максимальным перепадом высот и почувствовать все изменения в поведении автомобиля и человека, зафиксировать максимум данных, а потом проанализировать эту информацию со специалистами", — заявил руководитель компании LAV Productions Андрей Леонтьев.
Отрезок Памирского тракта от начала подъема на перевал Талдык в Кыргызстане до спуска с перевала Ак-Байтал в Таджикистане — это ровно 200 км. На пути — 3 перевала: Талдык (3620 м), Кызыл-Арт (4282 м), по которому как раз проходит граница, и Ак-Байтал (4655 м). Испытать на прочность было решено два кроссровера — один на дизеле, второй на бензине.
Конец асфальта
"Если кто-то думает, что Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан — это края вечного лета, где арбузы и дыни не сходят с грядок, то он плохо учил географию. Уже на границе Казахстана и Кыргызстана пришлось штурмом брать снежные переметы выше ступицы. Но когда снег поднялся до фар, пришлось копать — законы физики пока ни один автомобиль преодолеть не в состоянии. Но самые большие природные контрасты ждали на выбранном "опытном" участке. Когда мы выезжали из Оша, на панели светились оптимистичные +16. Но на высоте 2600 метров была уже настоящая зима: снега по колено и нарастающий минус", — рассказывает Леонтьев.
На вершине перевала Талдык барометр показывал 478 мм ртутного столба. Притом что в начале подъема было чуть более 700 мм.
Впереди их ждал подъем на два четырехтысячника и конец асфальта.
"При подъеме на Кызыл-Арт, после 4000 метров педаль акселератора уже стала чуть вяловатой, впрочем, о каком-то существенном падении мощности или моменте говорить не приходится — людям было хуже", — вспоминает Леонтьев.
Заезд без кислорода
Считается что, до высоты 3,5-4 кг организм человека способен бороться с недостатком кислорода. Для этого необходимо дышать чаще и глубже, получая нужное количество кислорода за счет большего объема воздуха.
"На всякий случай у нас был с собой кислород, но мы же упертые: если решили сделать из себя подопытных кроликов, надо идти до конца. Кстати, очень помогает опыт дайвинга, который вырабатывает правильную привычку совершать только оправданные и размеренные движения, чтобы экономить кислород", — рассказал глава LAV Productions.
После подъема на 4 тысячи метров скорость передвижения сильно падает, так как у водителя замедляется реакция. А при подъеме на самый высокий перевал на маршруте из-под капота дизельной машины показался пар.
Слабое электричество
Ночевали туристы в гестхаусе районного центра Мургаба. Улыбчивая хозяйка накормила гостей вкусным лагманом. Однако тут команда столкнулась с еще одной проблемой — слабым напряжением в сети. Тлеющие ниточки в лампочках позволяют не выключать свет перед сном, попытки зарядить телефон или компьютер остались тщетными.
"Спать тяжело, проснулись как-будто полупьяными, но все же решение переночевать на высоте 3000 метров было оправданно — организм хоть как-то начал адаптироваться, и следующий день основной части эксперимента прошел легче, чем первый", — вспоминает один из участников заезда.
Как выжить в горах
"Не стоит повторять наш эксперимент. При таких быстрых подъемах организм не успевает адекватно реагировать на перепады давления. В результате — периодическое головокружение, снижение реакции, учащенное сердцебиение. Но самое главное — человек полностью сконцентрирован на управлении автомобилем, вкладывая в это дело последние ресурсы организма. И смысл путешествия как возможности получить свежие впечатления и увидеть то, что никогда не видел, исчезает", — рассказывает Леонтьев.
В обычной ситуации при скорости 80 км/час водитель способен легко разглядывать пейзажи через лобовое стекло и запоминать увиденное, однако в горах на большой высоте в памяти остаются лишь ямы и повороты, разгоны и торможения.
После путешествия автомобилисты сделали несколько полезных заключений.
"Исходя из полученного опыта, рекомендации следующие: после достижения высоты 2000 метров и до 3500 — останавливаться каждые 500 метров. Далее — до 4000 — каждые 100-150. Останавливаться — это значит выходить из машины, неспешно прогуливаться с фотоаппаратом, пытаться дышать не часто, но глубоко и при малейших признаках головокружения садиться на землю и стараться не делать никаких движений, пока мир вокруг не придет в равновесие. При малейших признаках отключки за рулем — мгновенная остановка", — пишут экстремалы.
Нелишним также будет захватить с собой баллончик с кислородом.
"Пригодится, поверьте, не для себя, так для кого-то из попутчиков точно. А вот автомобиль ваш, если это не карбюраторный 40-сильный антиквариат, вполне справится с поставленной задачей. Важно только не перекачивать шины, и не использовать в качестве охлаждающей жидкости воду. Она закипит еще быстрее, чем антифриз", — рекомендуют автомобилисты.