ДУШАНБЕ, 30 ноя — Sputnik, Рубен Гарсия. На фоне подписания Таджикистаном и Узбекистаном соглашения о возобновлении авиасообщения и официальные власти, и независимые эксперты говорят об очевидных экономических выгодах прямых рейсов, которые в скором времени соединят две страны. Но больше всех выиграют от этого рядовые граждане Узбекистана и Таджикистана, для которых перелёты между странами станут куда доступнее.
Сейчас средняя цена авиабилета из Душанбе в Ташкент составляет 1800 — 2400 сомони (15-20 тысяч рублей). Учитывая, что средняя зарплата в Таджикистане — 1400 сомони, оплатить перелёт далеко не всем по карману. И возможность летать напрямую должна сделать поездку из страны в страну не только быстрее, но и дешевле.
"Ситуация, когда в соседнее государство надо добираться из-за угла — это прошлый век! На карте провёл прямую между столицами и начал регулярные полёты — это логично, быстро, дёшево. Согласно международной практике, это делается на основании международного правительственного соглашения о воздушном сообщении, подписанного главами государств. В соглашении указаны все параметры полётов: в какие города, какими авиакомпаниями и самолётами. И делается это на абсолютном паритете", — пояснил Sputnik Таджикистан председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
Такой паритет соблюдается не всегда, хоть и по негласной договорённости. Скажем, если одна из сторон не обладает достаточно развитым воздушным флотом или просто не считает рейсы экономически нецелесообразными, а вторая сторона, напротив, обеспечена спросом и загрузкой. В любом случае возобновление полётов увеличит пассажиропоток и культурно-торговые связи между жителями Таджикистана и Узбекистана, отметил эксперт.
"Для наших стран возобновление полётов — очень важный шаг. У многих людей живут родственники по обе стороны границы, и открытие прямого воздушного сообщения будет хорошим знаком для свободного перемещения наших граждан. Кроме того, это придаст новый импульс нашим экономическим двусторонним отношениям", — заявил Сарвар Бахти, советник посольства Таджикистана в России.
Жители обеих стран действительно поддерживают решение властей, которого ждали так долго. Так, согласно опросам Sputnik в социальных сетях, порядка 70% граждан Узбекистана и Таджикистана приветствуют восстановление прямых рейсов как фактора сближения Душанбе и Ташкента. Кроме того, пользователи говорят о необходимости упрощения визового режима.
Что касается дальнейшего расширения авиасообщения между странами, это напрямую зависит от спроса со стороны населения.
"Если он будет незначительным, а это обычное дело поначалу, то Узбекистан и РТ обойдутся уже имеющейся техникой. Если он будет значительный — несколько ежедневных рейсов в страну, то, конечно, потребуются дополнительные самолёты, экипажи, дополнительные усилия со стороны аэропортов. К слову, это даст рабочие места и очень оживит экономику", — полагает Смирнов.
Напомним, что сегодня представители Таджикистана и Узбекистана встретились в Душанбе для обсуждения возобновления авиасообщения между странами, прерванного в 1992 году, после начала гражданской войны в республике.
Восстановление прямых рейсов — лишь один из шагов к сближению центральноазиатских государств, предпринятых властями за последнее время. Речь идёт о промышленных, торговых и транспортных проектах.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев в интервью Sputnik Таджикистан сообщил, что действующий руководитель Узбекистана Шавкат Мирзиёев действительно "оживил" отношения между странами, а дополнительным поводом для межгосударственного диалога могут стать вопросы безопасности и расширения приграничной торговли.