ДУШАНБЕ, 30 ноя — Sputnik. В 2016 году Министерство юстиции США конфисковало у Узбекистана 850 миллионов долларов в рамках расследования коррупционных сделок в сфере телекоммуникации, при этом отмечается, что в деле фигурирует дочь бывшего президента страны Гульнара Каримова, сообщает газета The Washington Post.
Теперь перед Штатами стоит вопрос: что делать с деньгами, притом что сумма немаленькая — почти половина бюджета Узбекистана на сферу здравоохранения.
"Учитывая, что Белый дом в скором времени займет новая администрация, а в Узбекистане 4 декабря пройдут выборы президента, этот вопрос — определяющий момент для двух стран и международного сообщества", — пишет автор статьи узбекский политик Санджар Умаров.
По его словам, администрация Дональда Трампа является "одной из последних надежд узбекского народа", ведь то, что Штаты сделают с изъятыми финансами, станет примером для всего мира в вопросах борьбы с коррупцией.
В материале отмечается, что американский Минюст конфисковал деньги в рамках Инициативы клептократии Института Хадсона Джули Дэвидсон, программы нацеленной на использование денежных активов для улучшения жизни граждан, пострадавших от коррупции и злоупотребления полномочиями властей страны.
"Однако механизм возврата денег народу Узбекистана неясен. Возвращение активов правительству страны будет равносильно передаче денег тем, кто ими незаконно завладел", — пишет Умаров, добавляя, что финансовые средства необходимо вернуть настоящим жертвам коррупции.
Для этих целей можно создать благотворительный фонд по типу фонда "БОТА" в Казахстане. Такая организация будет направлять деньги жертвам пыток и общественным организациям при условии, что власти страны не будут вмешиваться в его работу.
WP отмечает, что администрация Трампа может использовать финансовое и дипломатическое воздействие, чтобы повлиять на власти Узбекистана в ситуации с соблюдением прав человека, функционированием гражданского общества и демократических институтов. Изменения в этих сферах должно стать предпосылкой для заключения соглашения между Штатами и Узбекистаном.
В противном случае Ташкент может не получить ни копейки от тех 850 миллионов долларов.
Соединенные Штаты могут использовать данный прецедент для установления международного стандарта в вопросе борьбы с коррупцией и демонстрации своей позиции в решении этой проблемы.
"Возвращая узбекскому народу деньги, министерство юстиции США может предоставить четкие правила для борьбы с коррупцией и безнаказанностью", — говорится в материале.