Финансовый омбудсмен в РТ – защитник, консультант и посредник

© AFP 2023 / DAMIEN MEYER / Перейти в фотобанкСтатуя Фемиды - богини правосудия, архивное фото
Статуя Фемиды - богини правосудия, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Эксперты рассказали Sputnik Таджикистан, что придётся выполнять финансовому омбудсмену в случае, если такая должность появится в республике

ДУШАНБЕ, 5 дек — Sputnik, Рубен Гарсия. Власти Таджикистана могут ввести должность финансового омбудсмена для защиты экономических интересов граждан. Как сообщили Sputnik Таджикистан эксперты, ему придётся выполнять не только функции арбитра, но и быть финансовым консультантом для жителей республики.

Такое предложение  содержится в докладе Национального банка Таджикистана о "Стратегических приоритетах и плане действия по развитию механизма защиты потребителей финансовых услуг РТ на 2017 – 2021 годы". Нацбанк, сообщая на растущее количество поступающих жалоб, свидетельствующее о низком уровне механизмов арбитража, хочет обеспечить возможность справедливого урегулирования финансовых споров для рядовых граждан.

По мнению Азы Мигранян, завотделом экономики Института стран СНГ, роль омбудсмена в Таджикистане, в первую очередь, состоит в разрешении спорных моментов вокруг микрокредитования и валютно–обменных операций.

"Если говорить о традиционном понимании финансового омбудсмена как арбитра финансовых сделок, то для большинства стран ЦА это не является актуальным. Но если говорить об операциях физлиц, которые формируются в основном за счёт обмена валюты и операций по малому кредитованию, то они обычн, идут по очень завышенным или заниженным курсам. При этом достаточно высокая маржа остаётся именно у посредников — агентов финансового рынка. К регулированию этой деятельности и должна сводиться роль финансового омбудсмена", — полагает эксперт.

Чтобы должность финансового правозащитника была действительно востребована и не превратилась бы в чисто номинальную, "хлебную" чиновничью синекуру, то омбудсмен, помимо медиаторских функций, должен осуществлять своего рода образовательную деятельность.

"Честно говоря, в контексте нынешнего уровня развития финансовых отношений в Таджикистане, более актуальным будет вопрос финансовой грамотности населения. Кто-то должен рассказывать гражданам о том, какой процент по кредитам является адекватным и какие банковские услуги для них наиболее доступны и полезны", — пояснила Мигранян Sputnik Таджикистан.

В свою очередь, представители банковского сектора, опираясь на опыт работы в странах Центральной Азии, говорят о том, что финансовый омбудсмен должен стать связующим звеном между населением и руководством банков.

"Чтобы отношения между банками и клиентами вообще имели шанс на развитие, должен существовать институт посредничества, который мог бы доводить какие-то проблемные моменты до регулятора – то есть властей. Это повышает возможность гибкого регулирования и пруденциального контроля со стороны НБТ в интересах физлиц. На этапе становления и развития банковской индустрии — это вполне целесообразная мера со стороны Таджикистана", — считает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.

Финансовый омбудсмен – достаточно "молодая" должность в странах СНГ. Так, в России, институт финансовой правозащиты начал свою работу только в 2010 году, в соседнем Казахстане – в 2011-м. 

До этого, в случае возникновения споров с банком, гражданам было необходимо жаловаться в Роспотребнадзор или решать свои проблемы через суд. В западных странах, к примеру, в Канаде и Германии, существование института финансовых омбудсменов обеспечивается не только за счёт закона, но и за счёт частной инициативы участников рынка – банков, страховых и инвестиционных компаний, нуждающихся в справедливом третейском решении. Средняя продолжительность рассмотрения споров составляет от 90 до 180 дней.

Лента новостей
0