ДУШАНБЕ, 5 дек — Sputnik. По словам эксперта, новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев возьмется за диверсификацию экономики Узбекистана.
За Мирзиёева отдали свои голоса 15 миллионов 900 тысяч избирателей, что составляет 88,61 % от общего числа избирателей.
— Очевидно, что он будет активно стимулировать малый и средний бизнес. Заметны инициативы по валютному и налоговому регулированию, усилению борьбы с коррупцией, это поспособствует созданию благоприятного инвестиционного климата в стране и более активному присутствию внутреннего и внешнего капитала. Но вместе с тем, в экономике по-прежнему будет ведущая роль за государством, поскольку основные объекты всех отраслей, включая стратегические, принадлежат ему, — говорит эксперт.
Что касается отношений со странами дальнего зарубежья, то коренных изменений, уверяет Косими Бекмухаммад, ожидать не стоит.
— Дело в том, что у узбекской элиты есть единое понимание главных приоритетов внешней политики, где равноудаленность от мировых центров — России, Китая, США, Евросоюза — является принципиальной. Здесь более близкие экономические и инвестиционные связи с одним (к примеру, с Китаем) могут сбалансироваться за счет укрепления сотрудничества в области безопасности с другим (к примеру, с Россией и т.д.). То есть будет продолжаться утвердившаяся линия балансирования между интересами этих центров. Будут активизироваться контакты с Южной Кореей, Турцией, Японией, Малайзией, Индией, — подчеркивает политолог.
А во взаимоотношениях со странами Центральной Азии, обозначенными новым руководством Узбекистана одним из главных приоритетов во внешней политике республики, уже видны некоторые положительные сдвиги.
Это, говорит эксперт, особенно заметно в контактах между Ташкентом с Душанбе и Бишкеком, что оценивается как "потепление отношений".
— Относительно узбекско-таджикских отношений, то за три месяца "посткаримовского периода" произошли обнадёживающие события. В ходе поездки министра иностранных дел Узбекистана Абдулазиза Камилова в Душанбе было выражено взаимное желание на восстановление экономического сотрудничества, возобновление железнодорожного и воздушного сообщения, справедливое решение водно-энергетических проблем. Боле того, Камилов вопреки установившейся "традиции" в сентябре текущего года, выступая на заседании Генеральной ассамблеи ООН, не коснулся вопроса строительства Рогунской ГЭС, — напоминает Косими Бекмухаммад.
В начале октября, подчеркивает он, также состоялся телефонный разговор руководителей Узбекистана и Таджикистана, где Шавкат Мирзиёев выразил заинтересованность в развитии двухсторонних отношений и реализации конкретных мер.
— И наконец, Ташкент не стал реагировать на перекрытие — изменение русла реки Вахш для строительства плотины Рогунской ГЭС. То есть тенденция явно позитивная, и если чего-то серьезного не произойдет, то тогда можно ожидать и появления в повестке двусторонних отношений вопроса отмены визового режима, что будет очень положительно воспринято населением двух стран, имеющим широкие родственные связи, — резюмировал Косими Бекмухаммад.