ДУШАНБЕ, 9 дек — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. По оценке Всемирного Банка, Россия занимает второе место в мире по количеству иммигрантов. Большинство гостей — из стран Центральной Азии.
Некоторые приезжают сюда работать на сезон или на 1-2 года и затем возвращаются домой. А кто-то остается надолго, получает российское гражданство и открывает свой бизнес.
По данным Общероссийского общественного движения "Таджикские трудовые мигранты", центрами миграционного притяжения для мигрантов являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Челябинск, Саратов, Краснодар и Красноярск.
В этих регионах трудятся примерно 70% из общего числа трудовых мигрантов. Вопрос в том, как мигрантам это удается и как данная тенденция влияет на российскую экономику. Мы открываем серию статей, в которой познакомимся с азиатскими гостями, добившимися успеха в этих городах. Начнем с Санкт-Петербурга.
Большие планы
Среди гостей из Центральной Азии, кто надолго обосновывается в Северной столице, первая категория — студенты: учась в вузе, они также занимаются здесь неквалифицированным трудом, но получив высшее образование, идут работать по профессии.
Либо это уже взрослые люди, которые наработали определенный стаж на родине, имеют деловые связи в России и хотят строить дальнейшую карьеру именно здесь. Первое время такие мигранты живут у родственников, могут устроиться и на неквалифицированную должность, чтобы адаптироваться.
Одна из задач, которая стоит перед "мигрантами на перспективу" — получить российское гражданство. По общему правилу для этого иностранец должен непрерывно жить на территории РФ как минимум 5 лет (за исключением краткосрочных выездов), иметь здесь легальные источники дохода и хорошо говорить по-русски.
Но для граждан государств, ранее входивших в состав СССР (а таковыми являются все республики Центральной Азии), процедура упрощена: они не обязаны долго жить в России и проходить тест на знание языка.
Также мигрант может получить гражданство РФ по ускоренной схеме, если он имеет диплом российского вуза или родственника с российским паспортом, или если он (мигрант) вступил в официальный брак с гражданином РФ в одном из местных ЗАГСов (минимальная длительность брака — 3 года).
Мигранты часто получают российское гражданство и по праву рождения: если выходец из центральной Азии уже гражданин РФ, то его дети автоматически будут признаны гражданами РФ.
Причем неважно, какое гражданство у второго родителя и на территории какой страны родился этот ребенок. Еще одно условие для желающих стать россиянами — отказаться от родного подданства.
Но из этого требования есть исключения для граждан Киргизии, Казахстана и Белоруси, с которыми Россия подписала международный договор. Мигранты из этих стран могут иметь двойное гражданство.
Количество людей из Центральной Азии, получивших гражданство РФ в первом квартале 2016 года (источник — Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по СПб и ЛО): Узбекистан — 160, Казахстан — 157, Таджикистан — 122, Киргизия — 97, Туркмения — 7.
Преимущества получения статуса гражданина Российской Федерации очевидны: право на бесплатное образование и медицинское обслуживание, посещение детьми школы и детского сада, социальные льготы и пособия, а также шанс получить должность в крупной компании или госучреждении.
Для большинства мигрантов это возможность создать и (или) продолжать свой бизнес: открыть фирму, брать других людей на работу. Правда, российское законодательство итак наделяет иностранцев многими правами в сфере предпринимательской деятельности, например, открыть ООО. А вот стать ИП может только иностранец, у которого есть вид на жительство или разрешение на временное проживание на территории России.
Общепит рулит
Выходцы из Азии, давно уже обосновавшиеся в Северной столице и получившие российский паспорт, занимаются в основном средним бизнесом: открывают магазины, торговые лавки и павильоны, точки общепита, ремонтные мастерские. Под эти цели люди арендуют дешевые помещения и приглашают работать своих земляков.
Особый акцент делается на кафе, ведь именно еда, национальная кухня объединяет людей и показывает культуру страны. У петербургских узбеков преобладают маленькие кафе с 1-2 столиками, где подают шаверму и лаваш.
Но в последние годы все большую популярность набирает формат чайханы — уникальные кафе, в которых можно сидеть часами и ничего не заказывать. Здесь воссоздана атмосфера центральноазиатских городов: мебель, элементы декора, роспись на стенах, текстиль, посуда, на стене — национальные костюмы и музыкальные инструменты.
Гости сидят на топчанах, пьют зеленый чай из пиал и общаются. Собственно, за этим люди и приходят в чайхану — услышать родную речь, обсудить с друзьями последние новости. Кстати, ислам запрещает своим последователям употребление алкоголя, поэтому спиртные напитки, как правило, не включены в меню мусульманских кафе.
В городе работают рестораны национальной кухни, названные в честь азиатских городов: "Ташкент", "Самарканд", "Фергана", "Хива", "Бухара", "Восток". Старейший узбекский ресторан в Петербурге под названием "Навруз" был открыт в 2003 году.
Его владелец — Мухиддин (Михаил) Аюпов, вырос в киргизском городе Ош и живет в Северной столице уже более 40 лет. Помещение ресторана просторное, есть основной зал с отдельными столиками и банкетный зал на 200 человек.
"Интерьер в стиле азиатского дворца у нас оформляли приглашенные мастера из Узбекистана. Они использовали резной ганч, а также колонны и ширмы, вырезанные вручную хивинскими мастерами из дерева карагач (одно из самых прочных в мире, растет в пустыне). Весь дизайн, материалы, текстиль и посуда привезены из Узбекистана, разве что мебель покупали в Петербурге. Так что у нас истинно узбекский оазис, пропитанный этой атмосферой", — рассказывает заместитель генерального директора ресторана "Навруз" Наталья Аюпова.
Все повара ресторана — мужчины, которые приехали на заработки из Узбекистана; посетители — в основном русские люди старше 30. Иногда здесь устраивают вечеринки с демонстрацией национальной культуры.
Если бизнес процветает, он начинает привлекать и туристов за счет этноколорита. Например, осенью владельцы ресторана "Навруз" открыли в здании по Ленинскому проспекту мини-отель "Шелковый путь", ориентированный, прежде всего, на туристов-мусульман.
Как рассказывает Аюпова, в отеле все спроектировано по исламским правилам (расстановка мебели, указатель направления на Мекку, молельные коврики). "Местоположение тоже удобное: хоть и не центр, но близко к аэропорту, можно быстро доехать до красивейших пригородов (Петродворец, Пушкин и Павловск), метро совсем рядом".
Магазины тоже популярны
Пользуются спросом магазины с азиатскими товарами на любой вкус. Из продуктов это, прежде всего, сладости, специи и сухофрукты, которые каждый день привозят в город утренним самолетом.
Среди ценителей популярны магазины восточной керамики, правда, в Северной столице их пока мало. Многие знают торговую точку в "Гостином Дворе", где продаются узбекская посуда, шкатулки, ножи, чеканка, резьба по дереву, ткани и шелковые шарфы.
"У нас семейный бизнес, — рассказывает заведующая сетью магазинов узбекской керамики "Арт-пост Плюс" Мохигуль Гафурова. — Большинство товаров создаются на производстве в Самарканде и Риштане: родители подбирают материалы и контролируют работу керамистов (мастеров из Ферганы). Я каждый месяц езжу на родину, забираю с нашего производства готовую продукцию и доставляю ее в магазины. Кстати, некоторые колоритные вещи я приобретаю на художественных выставках в Ташкенте: там мастера часто демонстрируют свое творчество, и все можно купить по местным ценам".
Кстати, товар Гафуровы привозят из Узбекистана самолетом: заранее декларируют всю посуду, кладут ее в коробки и наполняют пространство опилками (чтобы стекло не побилось). Летит Мохигуль как частный пассажир, а вся партия сдается в багажное отделение. По наблюдениям Гафуровой, основные покупатели узбекской керамики — коллекционеры, художники и артисты из числа местных жителей, которые ценят качество товаров и не жалеют на них денег.
Мусульманская одежда в моде
Еще одна форма бизнеса — дизайн мусульманской одежды. По словам модельера Лолы Жалоловой, в России давно наблюдается спрос на этническую моду.
"Раньше было сложно найти здесь такие яркие и в то же время закрытые наряды, женщины привозили всю одежду с родины, из восточных стран. А теперь мусульманка может купить платье на любой вкус, и самое интересное, что русские женщины тоже с удовольствием носят одежду в мусульманском стиле", — рассказывает Жалолова.
Дизайнер закупает все ткани (натуральный шелк, адрас, хлопок) в Узбекистане у прямых производителей и приглашает посетителей в свой салон в центре Петербурга.
"Поступают заказы и на повседневную этническую одежду, и на свадебные и вечерние платья, также мы создаем коллекции для модных шоу-показов, спектаклей и фестивалей".
Врачи и юристы
Кроме работы в бизнесе, выходцы из Центральной Азии становятся в Петербурге юристами, чиновниками, врачами и научными сотрудниками. Некоторые приезжают сюда уже дипломированными специалистами, но большинство получают образование в российских вузах и после этого добиваются успеха.
"Во всех городских больницах и поликлиниках есть по 2-3 таджикских врача с российскими дипломами. Наши соотечественники работают и в медицинских учреждениях Ленинградской области, а также в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации по Северо-Западному району", — говорит Почетный консул Республики Таджикистан в Санкт-Петербурге Мухаммадназар Мирзода.