Мелких контрабандистов в Таджикистане обложат штрафными "пошлинами"

© Sputnik / Макс Ветров / Перейти в фотобанкАктивисты батальона "Правый сектор", запрещенного в России и активисты общины крымских татар проводят досмотр автотранспорта и документов их владельцев на въезде в Крым с территории Украины через пункт пропуска Чонгар. Архивное фото
Активисты батальона Правый сектор, запрещенного в России и активисты общины крымских татар проводят досмотр автотранспорта и документов их владельцев на въезде в Крым с территории Украины через пункт пропуска Чонгар. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Власти РТ готовы смягчить уголовную ответственность за контрабанду. Вместо реальных сроков для правонарушителей будут существенно увеличены денежные штрафы, которые наполнят казну республики

ДУШАНБЕ, 13 дек — Sputnik, Рубен Гарсия. В правительстве Таджикистана подготовили поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие смягчение уголовной ответственности за контрабанду товаров физлицами.

При этом чуть более месяца назад, 10 ноября, республиканские парламентарии внесли изменения в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся существенного повышения штрафов за ту же контрабанду товаров.

По мнению экспертов, замена уголовной кары денежным штрафом, является своего рода попыткой налогообложения теневого сектора экономики. Заметим, что речь идёт в основном о товарах народного потребления, а не о наркотрафике и "сером" транзите через страны ЦА в промышленных масштабах. 

"Такая контрабанда — это альтернатива приграничной торговли, которая просто занимает пустующую нишу и на рынке, где избыточный товар можно продать соседу  с выгодой для себя. Вполне рационально, что Таджикистан, столкнувшись с нехваткой денежных средств, решил ввести штрафы в качестве неформального налога. Раз уж искоренить контрабанду пока не получается, то почему бы, наказывая контрабандистов, не получить пополнение в бюджет", — полагает таджикистанский политолог Рашид Гани Абдулло.

По его мнению, бороться с мелкими торговцами-контрабандистами попросту накладно и малоэффективно. Если речь идёт о незаконной перевозке товаров народного потребления или малых партий одежды и электроники, то преступление это не тяжкое, а содержать в тюрьме правонарушителя приходится за казённый счёт.

Сам факт широкого распространения подобной контрабанды не является откровением ни для властей большинства стран Центральной Азии, ни для официального Душанбе, в частности. По словам завотделом Центральной Азии и Казахстана Института СНГ Андрея Грозина, в государствах ЦА власти уже не пытаются справляться с подобной мелкотоварной контрабандой, частично заменяющей официальный потребительский рынок. Вместо этого они её берут под свой, формальный или не очень, контроль.

Пограничники, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Таджикистан и Казахстан договорились усилить госграницы с Афганистаном

"Теневой сектор экономики и контрабанда как его составляющая часть, занимает важное место в ЦА. По некоторым оценкам, она составляет до 60-70% всего товарооборота, хотя оценки эти, вероятно, завышены. Разумеется, тут задействован и госсектор, который либо легализуют контрабанду, либо её "покрывает", — утверждает Грозин.

Что касается непосредственно Таджикистана, то ряд его территорий исторически служил транзитным коридором для контрабанды некоторых товаров. К примеру, драгоценных и полудрагоценных камней из Афганистана. Соответственно, и контроль над этим коридором становится очень прибыльным делом.

"По мнению таджикистанской оппозиции в Афганистане, которая, конечно, даёт сильно одиозные и злопыхательские оценки, должность начальника погранзаставы стоит очень-очень дорого, так как она открывает для чиновника большие материальные выгоды", — утверждает эксперт.

Сейчас за контрабанду товаров через границу нарушителю грозит до пяти лет тюремного заключения. Если парламентарии Таджикистана одобрят предложенные поправки, то тюрьмы должны опасаться только те, кто совершил преступление повторно в течение года. Сумма штрафа будет составлять двукратный размер конфискованного груза. Транспортное средство, на котором осуществлялась контрабанда, также конфискуется в пользу государства.

Основной поток контрабандных товаров в страны Центральной Азии приходится на Китай, даже несмотря на то, что стоимость труда и ресурсов в КНР за последние десятилетия сильно возросла.

В самом регионе на таможенных границах между странами осуществляется контрабанда продуктов питания, сигарет, алкоголя и, самое главное — ГСМ. Так служба по борьбе с экономическими преступлениями Кыргызстана в своём докладе за 2015 год утверждает, что в Баткенскую область страны каждый день прибывает 30-40 большегрузных машин с бензином и соляркой из соседнего Узбекистана.

Это примерно в 10 раз больше, чем нужно самому Кыргызстану, и 90% грузовиков направляются в соседний Таджикистан.

Лента новостей
0