Конфликты России и Таджикистана в "гражданском" небе

"Авиавойна" Таджикистана и России, начавшаяся из-за "Уральских авиалиний" закончилась. Стороны сняли взаимные ограничения, введенные весной 2018 года

В Москве состоялись переговоры авиационных властей России и Таджикистана. Россия и Таджикистан сняли введенные весной 2018 года  взаимные ограничения для авиакомпаний.

Делегации договорились о совместных дальнейших шагах, направленных на развитие воздушного сообщения между Россией и Таджикистаном. Стороны подтвердили в полном объеме полеты назначенных перевозчиков не менее чем в рамках зимнего расписания 2017-2018 года

Кроме того, с летнего расписания в сетку маршрутов будут добавлены четыре новых направления: Пермь-Душанбе, "Жуковский"-Куляб, Челябинск-Худжанд и Краснодар-Худжанд.

Авиавойны между Таджикистаном и Россией

13 марта Таджикистан не подтвердил российской авиакомпании "Уральские авиалинии" допуск на ряд маршрутов из городов России в города Таджикистана.

Минтранс России сообщал, что таджикской стороной без уведомления не было выдано разрешение на полеты "Уральских авиалиний" по маршруту Пермь – Душанбе, а заявки на маршруты Краснодар – Худжанд, Челябинск – Душанбе и Жуковский – Куляб не были подтверждены.

Начиная с 12 марта 2018 года, это привело к остановке полетов авиакомпании, что нарушило права пассажиров. Заявки перевозчика на выполнение полетов по маршрутам Краснодар – Худжанд, Челябинск – Душанбе и Жуковский – Куляб, которые поданы с учетом двусторонних договоренностей

После этого авиавласти России пригрозили Таджикистану ответными мерами в случае, если проблема не решится. Россия предложила Таджикистану провести переговоры в Москве. Представители Таджикистана были готовы приехать в Москву, однако попросили перенести дату встречи из-за Навруза.

Россия дала время до 5 апреля. В тоже время, Таджикистан принял зеркальные меры по удлинению маршрутов российских авиакомпаний в ответ на действия Росавиации,

Ответные меры авиавласти Таджикистана приняли после того, как Росавиация в начале марта вынесла решение, по которому таджикские авиакомпании "Таджик Эйр" и "Сомон Эйр" должны использовать другие воздушные трассы и лететь более длинным маршрутом.

Изменения маршрутов коснулись всех рейсов из таджикских городов до Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Сургута, Самары, Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Казани и Оренбурга. Продолжительность полетов по этим направлениям увеличилась на 30-60 минут.

1 апреля таджикская авиакомпания "Сомон эйр" приостановила полеты в Россию по 9 направлениям. Пассажирам были возврещены деньги за билеты.

С чего все началось

История авиаконфликта России и  началась в июне 2016 года, когда авиакомпания "Уральские авиалинии" запросила допуски на полеты в Таджикистан из вновь открытого аэропорта Жуковский, расположенного в одноименном подмосковном городе.

Однако межведомственная комиссия при Министерстве транспорта России отказалась разрешить авиакомпании выполнять регулярные рейсы в Таджикистан.

По словам бывшего замминистра Гражданской авиации СССР, президента фонда "Партнер гражданской авиации" Олега Смирнова, причиной отказа в допуске могло быть отсутствие договора между Россией и Таджикистаном.

Пассажирский самолет, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Война авиаперевозок: договорятся ли Таджикистан и Россия

"Любое увеличение полетов между странами должно регулироваться межправительственными соглашениями. В данном случае речь идет о договоренности между Россией и Таджикистаном. Если российская авиакомпания просит разрешить полеты в определенные города РТ, то и Россия обязана предоставить таджикским авиаперевозчикам возможность расширить свою зону полетов в города РФ", — пояснил он.

Однако уже через месяц российские авиакомпании "Ямал" и "Уральские авиалинии" получили допуски на выполнение международных регулярных пассажирских перевозок из аэропорта Жуковский в несколько стран, в том числе и в Таджикистан.

Небо между Россией и Таджикистаном могли закрыть

Новый виток истории вокруг полетов "Уральские авиалинии" в  начался в начале ноября 2016 года. На этот раз запрет на полеты наложили власти Таджикистана. 

В Душанбе утверждали, что Жуковский может стать четвертым аэропортом, откуда должны осуществляться рейсы в Душанбе и Худжанд, что станет односторонним увеличением Россией количества перевозчиков и частот полетов на этих линиях.

По словам начальника управления гражданской авиации Министерства транспорта РТ Рахмона Юсуфа, Таджикистан не хотел, чтобы рынок авиаперевозок перешел под контроль российских компаний, поэтому республика была готова отстаивать интересы местных компаний.

Однако, как объяснили в Министерстве транспорта РФ, по распоряжению правительства, к Москве относятся международные аэропорты федерального значения — Внуково, Домодедово и Шереметьево, а международный аэропорт Жуковский отнесен к Раменскому. Поэтому отказ таджикской стороны принять назначения российского перевозчика на воздушные линии из Жуковского стал "прямым нарушением" соглашения о воздушном сообщении.

В связи с этим Россия заявила о готовности с 8 ноября в одностороннем порядке приостановить авиасообщение с Таджикистаном.

…но договорились

В начале ноября 2016 в Москву прибыла делегация Минтранспорта Таджикистана. Сторонам удалось разрешить существовавшие разногласия и договориться продолжать развивать воздушное сообщение между странами в полном объеме. 

Полеты авиакомпаний из Жуковского были согласованы, и 22 ноября из подмосковного аэропорта благополучно отправился первый рейс "Уральских авиалиний" в Таджикистан по маршруту Москва-Худжанд.

На данный момент по маршруту Жуковский-Душанбе и Жуковский-Худжанд с российской стороны летает авиакомпания "Уральские авиалинии", а с таджикской — "Таджик Эйр".

Очередной запрет

20 декабря авиакомпания "Ямал", назначенная правительством РФ на полеты "Жуковский-Душанбе и "Жуковский – Худжанд, подала в ведомство гражданской авиации РТ заявки на выполнение таких полетов.

Несмотря на подписанный 7 ноября 2016 года протокол между российскими и таджикскими авиавластями, в котором говорится об обязательстве таджикской стороны подтвердить программы полетов российских перевозчиков из Жуковского в соответствии с поданными заявками, таджикские власти отказались выдавать разрешение на полеты.

Тень летящего самолета, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ответные меры: Таджикистан удлинил маршруты для авиакомпаний России

Свой отказ они объясняли тем, что посчитали нынешнее количество авиарейсов в Москву и из Москвы достаточным. При этом, по словам министра транспорта Таджикистана Шерали Ганджалзода, полеты между Россией и Таджикистаном должны осуществляться на паритетной основе.

"Наши перевозчики пока не готовы осуществлять третий рейс из данного аэропорта, поэтому мы пока не даем разрешения на полеты оттуда авиакомпании "Ямал", — отметил Ганджалзода.

Однако в российском Минтрансе подчеркнули, что в Соглашении о воздушном сообщении между Россией и Таджикистаном не содержится "ни единого упоминания о "паритете".

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский