"Ямал" попал в политическую турбулентность

Подписаться
Ни власти РТ, ни российский Минтранс пока не готовы идти на попятную по вопросу "Ямала". Впрочем, раньше в аналогичной ситуации сторонам удавалось решать дело миром

ДУШАНБЕ, 21 дек — Sputnik, Рубен Гарсия. Официальный представитель российского Министерства транспорта сообщил Sputnik Таджикистан, что по состоянию на 15.00 российская сторона оставляет за собой право остановить воздушное сообщение между двумя странами, если РТ не будет следовать взятым на себя обязательствам.

"Отказ таджикских властей разрешить полет "Ямалу" по маршруту Худжанд-Жуковский, ссылаясь на отсутствие паритета, не правомочен. Ни единого упоминания о "паритете" в Соглашении о воздушном сообщении и последующих договоренностях между Россией и Таджикистаном нет. Этот термин не является юридическим и используется таджикской стороной для обозначения своей позиции в отношении развития воздушного сообщения между странами. Он укладывается в формулу: "сколько летаем мы, столько и вы будете летать", невзирая ни на какие имеющиеся договоренности", — пояснили в Министерстве транспорта.

Как считает Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, похожая ситуация складывалась много раз. И каждый раз её удавалось урегулировать, после того как стороны, "наигравшись мускулами", сели за стол переговоров.

"Напряжение между позициями Минтранса РФ и Таджикистана уже достигало критического уровня, и сейчас неожиданностей ждать не следует. Авиасообщение между странами регулируется межправительственными соглашением, подписанными руководством двух стран, и Минтрансу не просто будет взять и самостоятельно его перекрыть. Скорее всего, стороны попугают друг друга и придут к компромиссу", — считает Смирнов. 

Взлет самолета Airbus A330, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Не поделили небо: Таджикистан не хочет терять авиамонополию

По словам российских чиновников, в рамках переговоров между странами, которые состоялись 7 ноября 2016 года, Таджикистан согласился с назначением российских компаний на линии "Жуковский — Душанбе" и "Жуковский — Худжанд", о чем была сделана соответствующая запись в итоговом протоколе.

На момент переговоров назначенными перевозчиками с российской стороны были две компании "Уральские авиалинии" и "Ямал". В "Уралавиа" приступили к эксплуатации указанных линий в ноябре 2016 года. Однако, когда второй российский авиаперевозчик "Ямал" захотел реализовать свои права, у таджикской стороны встал вопрос "паритета".

Заметим, представители самой компании "Ямал" в течение двух суток прокомментировать ситуацию так и не смогли.

В свою очередь власти РТ говорят об агрессивном давлении со стороны России и нежелании с этим мириться.

"Накануне вечером мы получили письмо от российских авиавластей, где в ультимативной форме говорится, что если вопрос полетов компании "Ямал" из Жуковского в Таджикистан не будет решен, то с 22 декабря все полеты таджикских авиакомпаний в РФ будут запрещены. Мы считаем такое давление неприемлемым", — заявил министр транспорта РТ Шерали Ганджалзода.

Не первый случай

Данный конфликт транспортных ведомств России и Таджикистана уже далеко не единичный. Битва за воздушный коридор между странами ведётся достаточно давно, хотя каждый раз стороны в итоге идут на мировую.

Напомним, что в начале ноября Россия уже была готова приостановить авиасообщение с Таджикистаном. И тогда поводом стало нежелание властей РТ согласовывать полеты российских компаний из Жуковского. Они полагали, что дополнительные рейсы российских компаний из нового аэропорта станут нарушением специальных межправительственных соглашений. В свою очередь российская сторона сообщала, что таджикистанские авиакомпании являются монополистами на этом направлении и соответственно ущемляют права российских перевозчиков.

Самолеты на взлетно-посадочной полосе, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Эксперт об авиасообщении: Москве и Душанбе пора отвыкнуть от языка угроз

Самый громкий инцидент произошёл в марте 2011 года, когда власти Таджикистана задержали два самолёта Ан-72 и арестовали по подозрению в контрабанде пилотов Алексея Руденко и Владимира Садовничего. Суд Таджикистана приговорил обоих к 8,5 года строго режима.

Российский МИД назвал приговор "политически ангажированным", а после того как Дмитрий Медведев пригрозил принять "ассиметричные меры", из России начали массово высылать трудовых мигрантов, чей заработок является важной статьей дохода в РТ.

Спустя две недели лётчики были освобождены и возвратились на родину. 

В случае если сообщение между двумя странами действительно приостановят, от этого больше всего пострадают трудовые мигранты, для которых прямое авиасообщение — самый быстрый и дешёвый способ вернуться домой. Однако власти Таджикистана заверили, что постараются разрешить все противоречия, чтобы все граждане РТ смогли беспрепятственно приехать на родину в новогодние праздники.

Авиасообщение между Россией и Таджикистаном
Авиасообщение между Россией и Таджикистаном - Sputnik Таджикистан
Авиасообщение между Россией и Таджикистаном

 

Лента новостей
0