ДУШАНБЕ, 30 дек — Sputnik, Рубен Гарсия. RAI (Железные дороги Ирана) начали переговоры по прокладке железной дороги между Ираном, Туркменистаном, Таджикистаном и Казахстаном до Китая. В рамках проекта Таджикистану уже обещана немалая сумма на реализацию своего участка — от $3,2 до $3,5 миллиарда.
"Переговоры по данному вопросу начались в соответствии с результатами недавнего визита президента Рухани в страны Центральной Азии", — сообщил СМИ замглавы RAI Мирхасан Мусави.
А не так давно, на встрече представителей РТ и Саудовской Аравии, стороны говорили о расширении дружеских связей и возможных инвестициях в экономику страны. И вообще, череда последних встреч саудитов и таджикских властей выглядит так, как будто официальный Эр-Рияд решил дать старт новому этапу гонки с Тегераном за влияние в регионе. В первую очередь начав с денежных посулов.
"В принципе да, такое противостояние возможно. Не зря руководство Ирана очень беспокоит распространение саудовского влияния, которое всегда и везде влечёт за собой возрастание радикальных религиозных течений. Присутствие саудитов в Таджикистане — это уже давно не новость. Открыто это стало проявляться примерно год назад, с момента визита президента Таджикистана в Эр-Рияд. Причём это сближение по понятным причинам должно беспокоить не только иранскую, но и российскую сторону", — прокомментировал Sputnik Таджикистан эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев.
С другой стороны, несмотря на неприкрытое соперничество двух стран, проект строительства железной дороги от Ирана до Китая имеет в первую очередь экономическое значение, так как аравийским шейхам будет тяжело разобщить Душанбе и Тегеран просто в силу их культурной и языковой близости, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин.
"Мне всё-таки кажется, что здесь в первую очередь решает бизнес. Потому как влияние Ирана на Таджикистан, по сравнению с влиянием Саудовской Аравии — это несравнимые вещи. Для Тегерана РТ — это зона не только сугубо экономического влияния, но и общая область культуры. Хотя, конечно, отношения между ближневосточными монархиями и Ираном, мягко сказать, напряжённые. Так что, почему бы под конец года не сделать плохо своему противнику", — прокомментировал Сажин недавние встречи и заявление саудовской стороны.
Что касается, самой железной дороги, то главные встречи по вопросу железнодорожного сообщения состоялись между представителями пяти стран ещё в августе. Тогда глава Минтранса РТ Шерали Ганджалзода сообщил некоторые технические детали проекта.
"Ещё в прошлом году была достигнута договоренность о том, что ширина колеи должна соответствовать европейским стандартам, а не стандартам, принятым в странах бывшего СССР», — подчеркнул Ганджалзода.
Кроме денег, на реализацию таджикистанского участка правительство Ирана ранее выделило стране грант в размере $1 миллиона на разработку технико-экономического обоснования проекта на своей территории.
Общая протяженность железной дороги от Ирана до границ Китая составит около 2 тысяч километров. По территории Таджикистана планируется продолжить более 580 километров железнодорожного полотна.