ДУШАНБЕ, 9 янв — Sputnik, Рубен Гарсия. Эксперты Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК (КИСИ) прогнозируют увеличение рождаемости в Центральной Азии в ближайшие годы.
Исследователи полагают, что в демографическом плане 2017 год станет переломным для государств ЦА. За последние пять лет средний темп роста населения увеличился с 1,2% до 1,7% и, по оценке исследователей, в этом году население региона преодолеет рубеж в 70 миллионов человек.
Однако стремительный демографический рост чреват рядом серьёзных проблем. Особенно учитывая слаборазвитую социальную инфраструктуру и проблему безработицы в некоторых странах региона.
"В прошлом остались войны, эпидемии, продолжительность жизни выросла. А ресурсов для обеспечения комфортного существования населения на современном уровне, когда на одну семью приходится 1-2 автомобиля минимум, у государства уже не хватает. Это, естественно, повышает критические настроения в обществе относительно собственной власти", — пояснил Sputnik Таджикистан эксперт Российского института стратегических исследований по странам СНГ Аджар Куртов.
По его мнению, социальное недовольство и возможные антиправительственные выступления — это далеко не самая большая проблема большинства центральноазиатских республик. Проблема в том, что в случае ухудшения и так далеко не блестящей экономической ситуации резко возрастёт число трудовых мигрантов, уезжающих из страны в поисках заработка.
Естественно, уедет самая активная и трудоспособная часть населения, которая будет работать на благо государства-реципиента, вместо того чтобы восстанавливать экономику своей родины.
"В условиях отсутствия информационных границ, когда можно сравнить, как живут граждане в соседних странах, ты неизбежно сравниваешь свою собственную жизнь и соседскую. И если сравнение не в твою пользу, начинается массовая миграция. В результате истощается демографический ресурс государства, который мог бы быть направлен на развитие собственной экономики", — полагает Куртов.
Другим негативным фактором высокой рождаемости является банальная нехватка природных ресурсов. И хотя ЦА пока не грозит попадание в мальтузианскую ловушку, когда рост населения обгоняет рост производства продуктов питания и в стране начинается голод, эксперты считают вполне вероятными эскалацию конфликтов внутри региона из-за воды и плодородных земель.
"Неизбежно обострение проблемы водоснабжения. Каждый гектар почвы в ЦА на вес золота! Земля способна давать по несколько урожаев в год, но для этого нужна вода. Из-за изменения климата её становится всё меньше, а нуждающихся в ней людей всё больше. А потому проблема водопользования в скором времени будет стоять очень остро", — считает экс-министр по делам национальностей, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин.
Действительно, в регионе уже четверть века наблюдается стремительная деградация и опустынивание сельскохозяйственных земель, ставших неплодородными в результате обмеления бассейна крупных рек. В итоге из аграрного пользования выводится сотни гектаров некогда плодородной почвы.
Соответственно, нехватка урожайной земли затрудняет привлечение трудоспособных, но безработных граждан в сельскохозяйственный сектор.
Некоторые страны, столкнувшись с нешуточной угрозой засухи и нехваткой доступной питьевой воды, в последнее время озаботились решением этой проблемы, не стесняясь просить помощи у других государств.
Так правительство Узбекистана недавно подписало с властями Германии соглашение о реализации проекта по восстановлению экосистемы Амударьи, крупнейшей водной артерии региона.
Однако восстановление продуктивности земли, сохранение водного баланса и внедрение прогрессивных систем орошения — дело не быстрое, а вода людям нужна уже сейчас.
Наиболее жёсткие противоречия по проблемам использования водных ресурсов, в частности стока Амударьи, начались вскоре после распада СССР между Узбекистаном и Таджикистаном.
Власти РТ хотели осуществить проект строительства Рогунской ГЭС на крупнейшем притоке Амударьи реке Вахш, с объёмом водохранилища в 13,3 кубических километра воды.
Угроза ограничения водоснабжения РУз со стороны Таджикистана стала причиной резкого охлаждения отношений между странами. Такая ситуация сохранялась вплоть до сегодняшнего дня, когда власти обеих республик наконец-то начали совместно решать региональные проблемы, в том числе — вопрос водопользования.