ДУШАНБЕ, 25 янв — Sputnik, Алексей Стефанов. Завершившиеся во вторник в Астане двухдневные международные переговоры по сирийскому урегулированию руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко оценил как выдающиеся.
"Я считаю, что отсутствие Соединенных Штатов как координатора привело к тому, что впервые стороны жесточайшего гражданского конфликта смогли если не договориться, то сесть за один стол и обсуждать повестку. Я всегда говорил, что участие США и Запада в подобных урегулированиях только затягивает этот процесс и делает конфликт бесконечным. А, когда три великие региональные державы выступили инициаторами – Россия, Турция, Иран, то естественно они сразу смогли договориться с сирийскими группировками", — отметил политолог.
"Если сирийцы на самом деле договорятся, то все стратегические задумки США и Израиля по превращению Сирии в расколотый набор государств, враждующих между собой, рухнут. И из этой войны Сирия может выйти изменившейся настолько, что даже несмотря на разрушения городов и территорий, будет совсем другой страной", — сказал Шевченко.
Он считает, что это огромный успех российской дипломатии, которая была организатором этой встречи и этих переговоров.
"Лавров с самого начала конфликта говорил о возможности разговора по обе стороны фронта. И то, что в Астану приехал брат Захрана Алуша, еще некоторое время назад было просто невероятным. Захран был главным претендентом на пост президента Сирии. И невозможно было представить, чтобы представители реально воюющей части оппозиции – "Джаиш аль-Ислам", одной из самых влиятельных, смогут сесть за один стол с представителями Асада. Но вот сели. И это удивительно", — высказал мнение Шевченко.
Во время переговоров в Астане камнем преткновения стал вопрос о том, каким государством станет Сирия после войны. Турция и представители сирийской оппозиции выступили против требования Дамаска оставить Сирию светским государством. Но, по мнению Шевченко, оппозиция может пойти в этом вопросе на встречу.
"Этот вопрос сложнее, чем мы думаем. Светское государство – это государство, которое руководствуется принципом общественного договора. Я уверен, что исламская суннитская оппозиция, та ее часть, которая не ставила своей задачей создание халифата, а серьезное усиление влияния суннитского большинства в Сирии, безусловно, согласится с идеей светского государства по типу Ливана", — уверен Максим Шевченко.
"И никто в этом светском государстве не скажет, что он коммунист или антикоммунист, он скажет — я христианин, шиит, суннит. Все в светском государстве Ливан четко принадлежат к какой-то общине. И в Сирии будет точно также", — считает Шевченко.
А дальше, если стороны с помощью России, Турции и Ирана смогут договориться, по мнению Шевченко, Башар Асад должен будет уйти, но сделать это после референдума, создания правительства национального доверия, "переходного правительства, которое будет состоять из разных политических сил ".
"Я, честно говоря, полон надежд, что жители прекрасной Сирии наконец-то перестанут уничтожать друг друга на радость всем окрестным врагам", — заключил Максим Шевченко.