ДУШАНБЕ, 30 янв — Sputnik, Анастасия Лебедева. Интерес к новой постановке чувствовался уже на подходе к зданию. Казалось, "Крокус" просто не способен вместить всех желающих — задолго до начала спектакля перед входом образовалась длинная пестрая очередь.
Зрители боялись пропустить выступление председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, лично рассказавшего о том, как шла подготовка к спектаклю и какова задумка постановки. Большинство гостей пришли семьями, предъявляя на входе пачки по 5-7 билетов.
В фойе рядом с родителями резвились дети, степенно сидели бабушки и дедушки, чинно прогуливались группы молодых девушек. Нельзя было не заметить многочисленных представителей Казахстана и Кыргызстана.
Учитывая, что на сайте концертного зала задолго до премьеры появилась яркая надпись — "Все билеты проданы", — совсем неудивительно, что в зале не оказалось свободных мест. Примечательно, что зрителей не пришлось как обычно зазывать на спектакль традиционными тремя звонками. Все происходило совсем наоборот: люди столпились вокруг дверей, то и дело нетерпеливо спрашивая администратора, когда же начнут запускать в зал.
Полный аншлаг
До того как поднялся занавес, на сцене перед зрителями выступил заместитель председателя Духовного управления мусульман России Ильдар Аляутдинов. Муфтий Москвы отметил, что основной целью постановки было подчеркнуть роль и значимость пророка Мухаммада.
"Утерянное завещание" — это экскурс сквозь века, переплетение прошлого и настоящего, а самое главное — это познание самого себя. Вы, каждый из вас, являетесь вершителями не только светлого настоящего, но и будущего", — подчеркнул Аляутдинов.
Яркие декорации сначала перенесли зрителей на несколько веков назад в жаркую Мекку, чтобы услышать завещание пророка Мухаммада во время его последнего хаджа. Затем рассказчик в лице Шамиля Хаматова пытается проанализировать, почему люди все эти годы вступали в войны, чинили беззаконие и вконец утратили веру.
Чтобы понять, как это произошло и как вновь вселить в сердца людей веру, он решает рассмотреть историю жизни одного человека, а именно молодой 20-летней мусульманки, которая решила спрыгнуть с моста из-за несчастной любви.
"Кризис цивилизации имеет всегда частный характер", — утверждает он.
Девушка на мосту
Бибигуль Актан Суюншалина стоит в тонком платье на мосту. Внизу снуют люди, уткнувшись в мобильные телефоны. Девушка уже перелезла через ограждение, когда ее громким возгласом останавливает прохожий, которого играет Марат Башаров.
Чтобы заставить ее передумать и не кончать жизнь самоубийством, мужчина начинает рассказывать Бибигуль, а вместе с ней и всему залу, об известных исторических личностях, которые пережили самые сложные моменты своей жизни благодаря вере.
Яркие декорации переносят зрителей в Дербент VII века, где жители готовятся защищать крепость от персов и хазар, затем — в заснеженную Волжскую Булгарию X века, где делегация арабского путешественника Ахмада ибн Фадлана пытается отыскать последователей ислама.
Актеры на сцене пролистывают страницы истории, рассказывая о подвиге башкирского национального героя Салавата Юлаева, о последнем жреце Ингушетии Элмарзе-Хаджи Хаутиеве, который принял ислам и положил конец кровной мести, о первой женщине-судье Мухлисе Бабинской, не отказавшейся от своих убеждений в период репрессий, а также о татарском богослове Мусе Бигееве, вынужденном покинуть страну ради просветительской деятельности.
"В самый тягостный момент люди думали о вере", — замечает герой Марата Башарова, добавляя, что сегодня люди живут в самое бездуховное время.
Его слова заставляют молодую мусульманку задуматься. Она признает, что слишком мало времени уделяла религии и совсем ничего не знает об истории своей культуры.
"Суицид — это оскорбление любви к жизни. Нужно жить и радоваться каждый день", — наставляет ее герой спектакля.
Светлое послевкусие
Постановка продолжительностью чуть более полутора часов действительно заставила зрителей забыть о ежедневной суматохе, погрузиться в разворачивающуюся перед ними историю, а после задуматься о своей жизни. Сидящие в переполненном заде люди по-настоящему переживали за главных героев и искреннее смеялись вместе с героем Башарова, который как мог пытался приободрить отчаявшуюся девушку.
Финальным аккордом к спектаклю стала светлая песня юных исполнителей о любви к Богу. Зрители покидали зал молча, лишь изредка перешептываясь. Каждый находился в потоке собственных мыслей и под впечатлением от увиденного. В узком коридоре на выходе из зала в тишине были слышны слова маленькой девочки: "Мама, давай обязательно придем и в следующем году".