ДУШАНБЕ, 31 янв — Sputnik, Нигораи Фазлиддин. В этой статье речь идёт о переживаниях Валентины Федоровны Нещерет-Николаевой — 79-летней пенсионерки, проживающей в городе Душанбе.
Ей было 3 года, когда её отец Федор Федорович Нещерет был отправлен на фронт. Об этом свидетельствует трудовая книжка политрука, в которой, согласно Протоколу от 26.09.1941 года № 76, он был освобожден от работы на шелкомотальной фабрике города Сталинабад Таджикской ССР в связи с отъездом на фронт.
В одном из своих писем с фронта Федор Федорович пишет жене Анне Алексеевне Нещерет: "Здравствуй, дорогая жена Нюся, дорогие дочки мои, Лилия и Валя, и дорогая мама! Поздравляю вас с Новым 1942 годом. Желаю вам еще лучшей жизни. Проводите Новый год и выпейте стакан вина за меня, за то, что твоему мужу — Нещерету, выпала доля (счастья) защищать сердце нашей Родины — родную Москву, и за то, что твой муж вместе с другими командирами и бойцами разбивает немецкую гадину, которая стремилась взять Москву. Нюся! Немцы уже подошли вплотную к Москве. Мы получили приказ с декабря идти в контрнаступление, и под напором Красной Армии немецкая кровавая тварь стала отступать… Бросает всю свою технику, самолеты, танки, орудия и автомашины…25.12.41".
Таких писем с фронта не так много. Последнее письмо от Федора Федоровича его женой было получено 22 февраля 1942 года. А потом наступила "гробовая" тишина, ставшая уже вечной.
Супруга политрука верила, что ее муж жив и, возможно, по какой-то причине временно не пишет ей. Война закончилась. Пророческие слова ее мужа еще в начале войны — "…всё будет хорошо! Враг будет разбит, победа будет за нами. Око за око, кровь за кровь…", — сбылись. Советский Союз действительно одержал победу над фашисткой Германией.
Анна Алексеевна Нещерет не могла даже допустить мысль о том, что ее муж погиб на фронте, поскольку оповещения или "черного" письма о гибели Федора Федоровича Нещерета на фронте она не получала.
Она ждала его возвращения до последних дней своей жизни, но так и не дождалась. Смерть прервала эту нить ожидания. Анна Алексеевна скончалась в 1960 году, передав эту бесконечную веру в возвращение отца своим дочерям — Лилии и Вале.
Дочь Валентина Федоровна Нещерет-Николаева вспоминает, что, по рассказам её матери, отец — политрук Фёдор Фёдорович Нещерет, был парторгом ВКП (б) танкового батальона 170-й танковой бригады и водителем генерала Красной Армии Тимофея Тимофеевича Шапкина — героя Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.
"В честь отца, на дворике Сталинабадской шелкомотальной фабрики, где он работал, был воздвигнут памятник, которого сейчас уже нет. У меня остались только фотографии…", — рассказывает пенсионерка.
А в честь генерала Красной Армии Тимофея Тимофеевича Шапкина была названа одна из улиц города Душанбе, которая недавно была переименована в улицу имени Моёншо Назаршоевича Назаршоева — советского таджикского государственного научного деятеля, академика Международной академии наук высшей школы.
По словам одинокой пенсионерки, утрата отца является главной причиной ее несчастья. Ведь ей было 13 лет, когда пришлось трудиться на нескольких работах одновременно: "То самолёты мыла, то магазины сторожила, то на фабрике или заводе работала в две смены. Школу забросила, а об институте думать не позволяли сложившиеся обстоятельства. И с мужем в жизни тоже не повезло, и сын не понял меня, мою тоску по отцу. Сын уехал в Россию жить, не звонит, не пишет совсем, забыл о матери. Какая молодежь пошла…", — говорит Валентина Федоровна.
Она знает, что отец погиб и мечтает узнать об обстоятельствах его гибели и месте его захоронения, чтобы наконец приобрести душевный покой и покончить с многолетними страданиями.
С начала 90-х годов живет совершенно одна. Ее сын… в годы гражданской войны покинул Таджикистан, беспорядки в стране выдворили его с Родины, заставив забыть о родной матери. А в Душанбе в это время жизнь была очень сложной и напряженной. Валентина Федоровна пережила эти суровые времена в одиночестве.
Даже тогда мысль об отце не давала ей покоя. Об этом свидетельствуют его фотографии с фронта, письма, трудовая книжка, удостоверение шофера и другие документы. Каждый раз, когда ей кажется, что жизнь невыносима, она просто берет письма отца и перечитывает их, от этого совсем растрепались бумаги.
Сейчас Валентине Федоровне живется довольно трудно: старость ей совсем не в радость, нет больше сил зарабатывать на жизнь физическим трудом, да и интеллектуальный труд тоже не доступен, поскольку нет высшего профессионального образования.
К тому же и пенсия у нее маленькая — 100 сомони (1000 российских рублей), которая не позволяет ей поехать в Москву, чтобы лично обратиться в соответствующие структуры РФ для оказания помощи об установлении причины гибели и месте захоронения отца.
"Ведь он герой, отдавший свою жизнь за спасение Отечества! Такие люди без вести не пропадают, тем более при обороне Москвы — столице СССР", — говорит наша собеседница.
Уже около года за пенсионеркой присматривают Замира Усманова и Зухра Камбарова — люди, сумевшие стать для нее родными. Замира работает в одном из продуктовых магазинов, где и познакомилась с Валентиной Федоровной, поделившейся с ней своей жизненной историей.
Женщина с тех пор помогает и поддерживает одинокую пенсионерку, как может. Из-за напряженного рабочего графика, Замира не могла регулярно навещать пенсионерку и познакомила ее со своей лучшей подругой — Зухрой, которая каждый день после работы приходит к Валентине Федоровне домой и помогает ей по хозяйству, ухаживает за ней, как за собственной матерью: "И приберется, и кушать приготовит, и постирает, и погладит…", — с благодарностью говорит Валентина Федоровна.
Она надеется, что после опубликования данного материала на ее обращение об оказании помощи в вопросе реализации поискового мероприятия и определения места захоронения отца — политрука Федора Федоровича Нещерета — отреагируют соответствующие структуры.
Федор Федорович Нещерет — достойно и храбро сражался за "родную Москву". Такие люди не должны предаться забвению и память о них должна быть вечной!