ДУШАНБЕ, 8 фев — Sputnik, Галина Наумова. В самом западном регионе России проживает 35 тысяч уроженцев Таджикистана. Sputnik Таджикистан решил узнать, как живется таджикистанцам в Калининграде.
Первая волна переселения из Таджикистана в Калининградскую область "поднялась" в 1990 году после массовых беспорядков в Душанбе, начавшихся на межнациональной почве. Следующая волна переселенцев пришлась на 1992 год, когда в стране началась гражданская война.
Возглавить этот переезд предложили Расулову Кахору Кадыровичу. Вот уже 15 лет он является бессменным руководителем Калининградской региональной общественной организации таджикской культуры имени И. Сомони.
Приезжая в Калининградскую область, мигранты в первую очередь находят Кахора Кадыровича. И здесь, и в Таджикистане знают — он всегда поможет: с работой или временным жильем, поддержит, выслушает, даст ценный совет.
"Я приехал сюда в 1992 году. В Таджикистане я был членом горнолыжной коалиции — всегда был фанатом этого вида спорта и занимался им. Люди, которые тренировались вместе со мной, попросили меня возглавить так называемую вторую волну переселения. Свое согласие я дал после того, как увидел в списках переселенцев фамилию своей старшей воспитательницы детского дома. Я воспитывался в интернате. Воспитательница была мне, как мать. И поскольку дети всю свою жизнь в неоплаченном долгу перед родителями, я в тот момент подумал, что пришел мой срок отдавать долг своему воспитателю", — рассказывает он.
— Находясь за четыре тысячи километров от Родины, получается ли у таджиков хранить традиции своего народа?
— Семьи переселенцев из Таджикистана до сих пор пекут хлеб дома. Во-первых, это полезней и вкуснее, ведь в нем нет всевозможных разрыхлителей и вредных добавок. Во-вторых, экономия. При домашней выпечке люди платят только за ингредиенты — муку, сахар, соль, яйца, дрожжи. В результате продукт обходится дешевле и полезнее. Я часто посещаю семьи соотечественников у всех есть хлебопечка на кухне.
Во времена Советского Союза в сельские магазины Таджикистана хлеб не завозился дважды в день, как в городах, поэтому люди были вынуждены сами печь. Эту традицию они сохранили и по сей день.
Знаю, что и в Душанбе люди, имеющие достаток, живущие в дорогих домах, продолжают эту традицию и выпекают хлеб сами. Зарплата в Таджикистане измеряется мешками муки. Если на ежемесячный заработок человек может купить два мешка муки и мешок сахара в месяц — он закрывает потребности своей семьи.
Те люди, которые переехали сюда, а родители остались в Таджикистане, стараются минимизировать свои расходы и отправить родным как можно больше денег. Трудовые мигранты вообще стараются всё до копейки отправлять семьям.
Традиции нашего народа заключаются не только в выпекании хлеба, самобытность находит свое проявление и в общении и отношении друг к другу. Таджики собираются семьями в гостях, разделяя успехи и горести друг друга, коллективно празднуют свадьбы и сунат-туй (обрезание), шьют национальные одежды, занимаются росписью по батику, резьбой по дереву, живописью, созданием гобеленов — соблюдают обряды, присущие таджикскому народу. Например, проведение хашара (коллективное строительство членами диаспоры дома для одного из нас).
— Диаспора отмечает национальные праздники?
— Ежегодно проводим Навруз, Курбан Байрам, День таджикской культуры. На территории Калининградской области Навруз пока не отмечается широко. Но, как говорят, вода камень точит.
В этом году я планирую отпраздновать Навруз вместе с другими представителями диаспор — с азербайджанцами, казахами, узбеками. В связи с кризисом, конечно, тяжело получить грант на подобное мероприятие, но, будем надеяться, что какие-то пожертвования соберем и сможем отпраздновать.
— Фразу: "Понаехали тут!" — наверное, слышал каждый мигрант. Как часто таджики получают отказы о приеме на работу?
— "Понаехавших" в Калининградской области — 100 процентов населения. Не перестаю объяснять людям, что на сегодняшний день в регионе нет ни одного человека, который может назвать себя коренным жителем, поскольку коренными считаются потомки, родившиеся после пятого поколения. А в области пока родилось только три поколения.
Переселенцев с удовольствием берут на работу. Особый спрос в области на врачей и учителей — здесь их не хватает. В Таджикистане сильная медицинская школа, поэтому наши специалисты высоко ценятся в России.
Есть и именитые таджики, проживающие на территории Калининградской области — заместитель главного врача Регионального перинатального центра Анвар Сафаров — один из лучших детских реаниматологов, а также доктор медицинских наук, профессор Абулкасим Кахаров, его часто приглашают на консультации в другие регионы России, а также во Францию, Германию, Австрию, Польшу, Италию.
Кстати, Кахаров может сутки напролет читать Омара Хайяма и не повториться. Делает он это оригинально — сначала читает на фарси и тут же дает перевод на русский. Несколько лет подряд мы с ним проводим Хаяймовские чтения в Калининграде.
— За 15 лет Таджикский культурный центр не обзавелся своим помещением. Власти региона отказываются вам помогать?
— Нам крайне необходимо свое помещение. Нужно вести перепись, учет мигрантов и переселенцев, проводить организационную работу. Мы нуждаемся в собственных офисе и библиотеке.
Люди приезжают из Таджикистана, и им некуда прийти. Мне приходится встречаться с ними где-нибудь в кафе или вообще на улице. Что касается документов, то хранить их приходится дома.
Городские и региональные власти водят нас за нос. Обещают выделить помещение и даже дают списки на выбор, но по факту все земли оказываются занятыми, а помещения непригодными для работы офиса.
— Построить собственный центр не хотите?
— За 10 лет у меня не получилось "выбить" участок под строительство культурного центра. На сегодняшний день ужесточились условия получения земли и строительства сооружений на ней. Если раньше государство могло выделить землю под подобный проект, то теперь участки приобретаются через тендер.
К сожалению, средств на участие в торгах у организации нет, льгот нам не дают. Землю просто так не выделяют, как Армянскому культурному центру в свое время. Кстати, их культурный центр и церковь построили таджики. А еще таджикские строители отреставрировали Королевские ворота и построили пристройку к Кафедральному собору на острове. Так что мы можем с гордостью говорить о том, что сделано на калининградской земле руками таджиков.
— Одно время поднимался вопрос строительства Дома дружбы народов в Калининграде. Разве вам не нашлось бы там места?
— Уже 15 лет мы мечтаем об этом проекте. В правительстве нам говорят, что важно и нужно, но вопрос выделения земли под Дом дружбы не смогли решить три губернатора Калининградской области. Сейчас обратились к новому главе области — Антону Алиханову. Может он что-то сможет сделать? Будем надеяться на лучшее.
Впрочем, в качестве варианта Дома дружбы народов нам предлагали отдать стадион Калининград, сооружаемый к чемпионату мира-2018. Сейчас он находится в стадии строительства. Но это не вариант: мы финансово, даже в складчину с другими диаспорами, не сможем его содержать и выплачивать такие огромные налоги! Стадион должен существовать только на государственные дотации.
Конечно, Армянский культурный центр и Немецко-русский дом готовы предоставлять нам свои помещения на безвозмездной основе для проведения праздников. Но у этих организаций есть свои мероприятия и графики их проведения.
— Ваша организация помогает мигрантам с жильем?
— Раньше была возможность, и предоставляли временное жилье. Некоторые соотечественники останавливались там, проживали какое-то время, потом находили квартиру или другое жилье и съезжали туда. Сейчас — нет.
Переселенцам мы можем помочь с юридической консультацией или трудоустройством. Также можем рекомендовать частных риелторов. Обязательно помогаем с работой трудовым мигрантам.
— Много ли трудовых мигрантов, поработав в Калининградской области, решают остаться здесь?
— Единицы. Большинство возвращаются к семьям в Таджикистан.
— За прошедшие два десятилетия у россиян изменилось отношение к таджикам?
— В 1990-х люди были несколько озлоблены: некоторые из них грубили и хамили, и это обуславливалось не их восприятием таджиков, а от недостатка еды, работы, денег. Сейчас ситуация поменялась, жизнь стала размеренной, достаточной.
Люди увидели, что приносит Калининградскому региону трудовая миграция. Мигранты занимают сложные, малооплачиваемые должности, куда местные не идут работать или идут на короткое время: дворники, разнорабочие, рабочие конвейерного труда непрерывного цикла в мясной и рыбной промышленности, рабочие дорожных работ и другие.
На сегодняшний день отношение к таджикам сильно изменилось. Если раньше таджикские работники ассоциировались только как "гастарбайтеры" на дорогах, то теперь в нас видят профессионалов в строительстве и других видах промышленности, спокойных законопослушных работников. Работодатели, по их словам, нанимая трудовых мигрантов, отдают предпочтение таджикам, аргументируя тем, что этот народ честный, трудолюбивый и малопьющий в отличие от других азиатов.
Калининградский регион — один из самых толерантных в России. Область населяют 132 национальности и народности. Численность переселенцев из Таджикистана в Калининградской области — 35 тысяч человек. Это не только этнические таджики, но и литовцы, татары, русские, представители других национальностей.