ДУШАНБЕ, 8 фев — Sputnik, Рубен Гарсия. Учебный год в школах Таджикистана может стать длиннее на один месяц. С такой инициативой выступил Институт развития образования при Академии Минобрнауки РТ.
По словам директора института Шарифмурода Исрофилиёна, подобное нововведение коснётся только школ.
Он предлагает перенести начало учебного года на 1 августа. Сам по себе перенос Дня знаний на последний месяц лета ничего удивительного не представляет — во всём мире занятия могут начинаться и весной, и зимой, и летом, в зависимости от требований климата или национальных традиций.
Однако, судя по всему, это не значит, что занятия в республиканских школах будут заканчиваться на месяц раньше. И теперь школьникам, возможно, предстоит сидеть за партой на месяц дольше.
"Такая инициатива не вполне целесообразна. Это связано, в первую очередь, с погодными условиями. Август у нас очень жаркий, в такой обстановке школьникам трудно будет учиться, и перенос занятий, скорее всего, плодов не принесёт", — считает член аналитической группы Российско-Таджикского славянского университета, доктор филологических наук Шариф Муллоев.
Представители же Министерства образования поддерживают инициативу, отмечая, что теперь у школьников для освоения материала школьной программы будет намного больше времени, которого раньше категорически не хватало.
Но не факт, что продолжительность обучения гарантирует хорошее понимание материала учениками.
"От этого не улучшится ни качество образования, ни качество полученных знаний. Логичней обратить внимание на профессионализм тех учителей, которые будут работать с детьми. А один месяц ничего не решит, боюсь, что это пустая трата времени. Нынешняя продолжительность каникул была установлена ещё с советских времён, и тогда дети успевали вовремя освоить полученный материал", — подчёркивает Шариф Муллоев.
В последнее время глава Таджикистана не раз заявлял о необходимости заниматься развитием образования молодёжи в стране. По мнению Муллоева, на самом деле важно воплощать в жизнь указы президента, но при этом изменять систему школьного обучения следует аккуратно, опираясь на успешные, хорошо зарекомендовавшие себя образовательные модели.
В противном случае это может негативно сказаться на выпускниках школ и абитуриентах.
Напомним, в своём недавнем послании президент РТ Эмомали Рахмон говорил, что 2017 год объявляется Годом молодёжи в РТ, а "правительство страны ставит в центр своего внимания вопросы, связанные с государственной молодежной политикой ". И это в том числе предполагает повышение качества школьного образования.
Больше работы учителям
Нововведение напрямую отразится и на учителях, в случае если учебный год действительно станет длиннее. Так, сотрудники Минобрнауки говорят, что нецелесообразно платить зарплату учителям во время летних каникул, раз уж дети всё равно не учатся.
Однако такая позиция ведомства очевидно вызовет недовольство образовательного сообщества, где преподаватели и так не могут похвастаться лёгкостью выполняемой работы высокими зарплатами.
"Я против. Если бы ученики дополнительно занимались зимой, в январе месяце, а летом дополнительно отдыхали — это было бы полезно. А самим учителям обязательно надо отдыхать положенное время, чтобы у них на целый год хватило сил и энергии работать с детьми", — прокомментировал Sputnik Таджикистан директор одной из республиканских школ.
Стоит отметить, что Таджикские школьники оказались в топе стран мира по количеству занятых ими призовых мест на международных олимпиадах за 2016 год, сообщает Министерство образования и науки республики.
К слову, школьники в РТ регулярно занимают высокие позиции в списке победителей международных олимпиад. Так, по данным главы Минобрнауки Саида Нуриддина, за 2016 год учащиеся таджикских школ приняли участие в школьных олимпиадах в 15-ти странах мира, где получили 133 медали, в том числе 21 золотую медаль, 33 серебряных и 79 бронзовых.
При этом в стране отмечается серьёзная нехватка преподавателей-специалистов в школах с углублённым изучением русского языка, весьма популярных среди родителей. Во многом это связанно с миграционной ситуацией.
Даже несмотря на то, что педагогические вузы работают исправно, а число выпускников меньше не становится, массовая миграция буквально "высасывает" лучших специалистов со знанием русского, вынужденных искать работу за рубежом.