ДУШАНБЕ, 9 фев — Sputnik. Около 80 процентов учащихся средних школ Таджикистана, которые приняли участие в апробации по написанию эссе на таджикском языке, провалили экзамен. Это говорит о том, что уровень среднего образования в республике равняется нулю, отмечают специалисты.
Эксперимент среди учащихся 11-х классов 28-ми общеобразовательных школ Душанбе, Вахдата, Рудаки и Гиссара прошел осенью 2016 года, и только на днях директор Национального центра тестирования Хуршед Икроми сообщил об его итогах. Они неутешительны.
Сочинения на свободную тему на таджикском языке писали 916 участников пилотного проекта. Экзамен на содержательность и грамотность письма, как отметили в Центре, еще раз подтвердил результаты прошедших в прошлом году вступительных экзаменов в вузы — государственный язык и литературу учащиеся знают очень плохо.
Согласно установленным критериям максимально возможное количество баллов за письменную работу (эссе) было 24. Из 916-ти участников 720 (около 80 процентов) набрали менее половины. Лишь один участник эксперимента набрал все 24 балла, двум удалось набрать 23. В среднем учащиеся набрали 8-9 баллов. 36 человек не получили ни одного балла.
Отметим, что эксперимент проводился в столице и районах, находящихся рядом с Душанбе. Это была первая проверка. В мае следующего года писать эссе будут ученики старших классов других школ.
Обязательное эссе на таджикском языке при поступлении в вузы абитуриенты будут писать с 2018 года, независимо от языка, на котором они получали образование в школе. Такое предложение озвучил президент Таджикистана в сентябре 2015 года в День знаний.
Чиновники от Минобразования после отмечали, что цель данного нововведения — поднять статус таджикского языка, чтобы каждый гражданин Таджикистана хорошо знал государственный язык.
Национальный центр тестирования подготовил методические пособия в помощь ученикам и учителям, чтобы они смогли лучше подготовиться к экзаменационным тестам 2018 года.
На голом энтузиазме
— Этот эксперимент наглядно показал нам, что на самом деле происходит в системе школьного образования, — говорит учительница средней школы Душанбе Мамлакат Кадырова. — А происходит то, что мы не готовы к таким вот глобальным реформам, как, например, переход на 12-летнее образование. Должны были перейти в прошлом году, но из-за кризиса, слава ему, не смогли перейти, и теперь установлен новый срок — 2020 год.
Чтобы перейти к 12-летке, у нас нет ничего, кроме указания это сделать, — говорит она. — Нет ни достаточно школ, ни, что важнее, — профессиональных учителей по всем необходимым предметам. И они не появятся. Министерство образования и науки заявляет, что в стране не хватает 314 учителей. И, якобы, в дефиците лишь учителя по русскому языку и литературе. Это так, конечно, но на самом деле дефицит гораздо более высокий и практически по всем предметам. Ежегодно вузы выпускают тысячи педагогов, но из них лишь единицы идут в профессию. Понятно — зарплата такая, что лучше уж на рынке торговать.
По словам Кадыровой, из-за дефицита преподавателей, в районах нередки ситуации, когда в средних классах учителя преподают сразу несколько предметов. "Учитель по химии ведет и физику и биологию, а иногда физрук параллельно ведет русский язык и литературу", — говорит она.
Со школьной скамьи в миграцию?
23 декабря прошлого года на заседании правительства президент Таджикистана Эмомали Рахмон поручил министру образования и науки решить вопросы, связанные с нехваткой педагогических кадров и строительством новых школ.
"В течение 70-80 лет рапортовали, что наша система образования находится на высшем уровне. Но большинство предоставляемых сведений были лживыми", — сказал тогда президент.
Он считает, что государство в те годы больше заботилось о благополучии скота, нежели о людях. Глава Таджикистана отметил, что тогда возводились повсюду фермы для скота, и никто не думал о строительстве больниц, медпунктов и школ.
Между тем, по его словам, за годы независимости в республике были построены и реконструированы более 2,5 тысячи учебных заведений, которые обеспечены современным оборудованием.
При этом глава государства умолчал о том, что в большинстве школ республики по шесть месяцев в году нет света, поэтому все то оборудование, что если и есть в новых школах, — это нередко просто никому не нужный хлам.
— По программе компьютеризации школ республики нам предоставили три компьютера в нашу школу, — говорит учитель информатики сельской школы Бабаджан-гафуровского района, — но если честно мы их еще ни разу не использовали. Получили компьютеры еще прошлой зимой, но тогда из-за перебоев со светом не стали рисковать, сгорят еще, а потом в школе не было средств пригласить программиста, чтобы он нам тут все наладил.
Забыл глава государства сказать и о нехватке учебников.
Между тем, по словам завуча среднеобразовательной школы, не захотевшей назвать свое имя, проблема незнания школьниками родного языка связана и с тем, что нет профессионально составленных учебников и пособий.
— Учебники в школах разнятся, у одних более современные, у других — особенно в районах, — старые, составленные по устаревшим программам. Да и тех нередко просто не хватает. Язык в новых учебниках очень сложный для понимания, не только для детей, но и для нас — преподавателей. Это так называемый литературный язык, но на самом деле в нем много заимствований из других языков, причем которые мы никогда не используем даже в разговорной речи, — говорит завуч.
По ее словам, в этом году ввели новые предметы в школьную программу, например, изучение Конституции.
— Зачем это нужно вообще как предмет? Достаточно пары часов в курсе истории, — говорит завуч. — Теперь собираются с новой реформой вводить раннее профессиональное обучение школьников. Мальчиков будут учить водить автотранспорт, трактор, а девочек — швейному мастерству и первой медицинской помощи. При этом не все наши выпускники могут правильно писать и даже читать! Кого мы готовим?
Пару месяцев назад в интервью "Азии-Плюс" директор Института развития образования Академии образования Минобрнауки Шарифмурод Исрофилиён сказал, что, "получив профессию или ее навыки уже на выходе из школы, молодые люди не будут переживать, если не пройдут в вузы. Кроме этого, это уже будет более квалифицированная рабочая сила для трудовой миграции"…