ДУШАНБЕ, 9 фев — Sputnik. Руководство российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ" планирует развивать в Узбекистане сеть автомобильных заправочных станций (АЗС), сообщает "Лайф".
Однако желание закрепиться в Узбекистане наталкивается на существующие для республики вывозные пошлины на нефть. Таким образом, открывать сеть из 50 заправок становится невыгодным, ведь тогда компании придется либо поставлять бензин с российских нефтеперерабатывающих заводов, либо закупать его на местных нефтеперерабатывающих заводах — оба варианта слишком дорогостоящие.
Власти РУз неоднократно просили российское министерство энергетики пересмотреть условия. Минэнерго не может пойти навстречу, так как освобождение Узбекистана от пошлин нарушит обязательства России как члена Всемирной торговой организации (ВТО).
Тернистый путь к бензину
Однако руководство компании, кажется, придумало, как обойти запрет и не потерять при этом выгоду.
"Есть вариант получше: можно возобновить прокачку по трубе через Казахстан и параллельно под нашу нефть законтрактовать часть свободных объёмов на местных НПЗ. Если поставки будут беспошлинными, это было бы очень выгодно", — пояснил источник в компании "ЛУКОЙЛ".
Чтобы ввести в действие данный план, компания уже подписала с "Узбекнефтегазом" предварительные соглашения о прокачке и переработке нефти в бензин по схеме толлинга (переработка иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции — ред.).
Но тут ЛУКОЙЛу тоже не обойтись без хитрых маневров. Чтобы соблюсти условия ВТО и сэкономить на доставке, компания может пойти на следующий шаг: прокачать часть нефтепродуктов обратно до Шымкента в Казахстане, который по соглашению стран-членов Таможенного союза и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) не облагает пошлинами российских бизнесменов.
Однако дальше перед ЛУКОЙЛо встает новая загвоздка: труба, соединяющая Шымкент и Зафарабад, скорее всего, была разобрана после развала Советского Союза.
Приманка в ЕАЭС
Есть вероятность, что российская сторона медлит с отменой пошлин еще и потому, что стремится продемонстрировать Узбекистану преимущества членства в ЕАЭС. Именно вступление в Союз сулит Ташкенту автоматическую отмену всех пошлин.
Учитывая, что после смерти первого президента республики Ислама Каримова относительно недавно страну возглавил Шавкат Мирзиёев, Россия, возможно, дает Узбекистану время для раздумий.
Напомним, что Узбекистан был признан самой дорогой страной Центральной Азии по ценам на бензин. На данный момент стоимость одного литра топлива составляет примерно 1 доллар. Для сравнения, в Казахстане бензин стоит 0.46 доллара, в Кыргызстане — 0,60 доллара,
ЛУКОЙЛ — российская нефтяная компания. Наименование компании происходит от первых букв названий городов нефтяников (Лангепас, Урай, Когалым) и слова "ойл" (от англ. oil — нефть).
Основные виды деятельности компании — операции по разведке, добыче и переработке нефти и природного газа, реализации нефти и нефтепродуктов.
Оператором зарубежных проектов ЛУКОЙЛа в секторе геологоразведки и добычи является его дочерняя компания "ЛУКОЙЛ Оверсиз".
ЛУКОЙЛ участвует в реализации 16 зарубежных проектов по разведке и разработке структур и месторождений, включая деятельность на территории Узбекистана (Кандым-Хаузак-Шады, Арал, Кунград, Юго-Западный Гиссар).
Первая автозаправка ЛУКОЙЛа появилась в Узбекистане в конце января 2017 года.