Мнение: нужно укреплять связи между бизнесменами Центральной Азии

Подписаться на
Yandex newsTelegram
Для мусульман неважно вероисповедание бизнесмена, если его дело и предпринимательская позиция соответствуют халяльным принципам, считает глава МАИБ Марат Кабаев

Сегодня в Москве состоится открытие Международной ассоциации исламского бизнеса, где будут присутствовать известные государственные деятели России, представители исламских организаций и религиозных объединений. В частности, представитель администрации президента РФ Ерёмин Евгений, президент Татарстана Рустам Минниханов и представитель Организации исламского сотрудничества Ельшад Искандер. 

Sputnik Таджикистан попросил президента МАИБ Марата Кабаева кратко рассказать о целях и задачах молодой ассоциации.

— Для чего создавалась МАИБ, только ли для помощи производителям халяльной продукции или для укрепления связей между бизнесменами в исламских странах?

— Мы создавали её не только для развития халяльной продукции. Это общий комплекс мер экономического сотрудничества, ведь наша ассоциация открыта как для мусульман, так и для немусульман, если они придерживаются критериев халяльного предпринимательства — отказа от харама, от запрещённого: торговли алкоголем, игорного бизнеса, ростовщичества и прочих нечестных видов деятельности. С нами сотрудничают и христиане, и иудеи.

— С какими экономическими организациями вы взаимодействуете или планируете сотрудничать?

— Мы зарегистрировались в ноябре, и у нас только сегодня открытие. Но в планах сотрудничество с организациями многих мусульманских стран — это и Турция, и Саудовская Аравия, и Индонезия, и Арабские Эмираты. Мы подкорректируем сам формат работы, и всё получится, иншоалла.

- В каких торгово-экономических мероприятиях, скажем, подобных Халяль Экспо,  планирует участвовать ваша организация?

— Да, конечно. Члены нашей ассоциации 26 февраля полетят в Дубай, чтобы принять участие в нынешней Халяль Экспо. Мы также участвовали в Продэкспо, выставка, проходившая в Москве, где как раз выставляли халяльную продукцию.

Было очень здорово посмотреть, познакомиться с производителями, работниками, крестьянами. И Ассоциация стремится как можно чаще участвовать в таких мероприятиях.

- Марат Вазифович, вы долго жили в Узбекистане. Чего, по-вашему, не хватает странам Центральной Азии для развития исламского бизнеса? Ведь в России он развивается даже лучше, чем в непосредственно мусульманских странах ЦА?

— Я думаю, что тут всё зависит скорее от властей, от правителей государства. Вот сейчас к власти в Узбекистане пришёл Шавкат Мирзиёев, он даёт дорогу бизнесменам, контролирует этот процесс.

Много людей готовы стать предпринимателями, и почти у всех есть возможность что-то сделать в этой сфере. Даже самое простое — самому вырастить и продать собственный продукт, прокормить семью, близких, помочь соседям, нуждающимся.

Это и есть один из принципов ислама. Когда дают возможность, люди сами начнут развивать бизнес. Вот в Казахстане в этом смысле существует большая свобода действий для коммерсантов. 

- Какие задачи у Ассоциации в этом регионе?

— Во времена Советского Союза люди ездили друг к другу без виз, без ограничений. Был даже своего рода бартер, люди привозили друг другу свои товары не только на продажу, но и на обмен. Нам, конечно, хотелось бы восстановить в СНГ взаимодействие между людьми, укрепить связи между предпринимателями. Это одна из наиболее значимых целей для нашей Ассоциации.

Напомним, что большую часть в халяльном пищевом бизнесе занимает производство мясных продуктов. Для мяса действуют специальные правила, касающиеся проверки животных на наличие заболеваний, особый порядок забоя животных, соответствующий исламским религиозным традициям, тщательное соблюдение гигиенических норм на всех этапах производства и транспортировки готовой продукции. Для других видов пищевой продукции важно соблюдать отсутствие соприкосновения с кровью, со свининой, с опьяняющими и наркотическими веществами.

Крупные производители халяльного мяса поставляют свою продукцию в магазины крупнейших торговых сетей, таких как "Ашан", Metro, "Утконос", "Перекресток".

По данным российских исламских организаций, доля продаж халяльной продукции на прилавках сетевых магазинов в Москве составляет около 15-18%.

Мировой же рынок продуктов под маркой "Халяль" растёт огромными темпами. По самым масштабным оценкам, его оборот увеличился от $500 миллиардов в 2009 году до $2,3 триллиона в середине 2015 года.

Лента новостей
0