ДУШАНБЕ, 22 фев — Sputnik, Рубен Гарсия. Несмотря на то что Россия играет ключевую роль в Евразийском экономическом союзе и постоянно взаимодействует с властями стран Центральной Азии, её влияние, а также интерес к русскому языку, культуре и истории не столь высоки.
Ни о каких враждебных настроениях пока речи не идёт. Скорее, тут уместно говорить о некотором идеологическом отдалении, если дело касается государственных интересов и замкнутости на собственном славном прошлом. А изредка, что уже более тревожно, на идее национальной исключительности.
Эксперты расходятся во мнении, почему именно слабеет влияние России в регионе, однако согласны в одном — чтобы его удержать, нужны не абстрактные проекты, дипломатические реверансы и формальное присутствие в регионе, а очень конкретная и максимально прагматичная политика.
"У нас есть объединяющая платформа — это наше общее советское прошлое. Пока ещё общее. Но сантименты о построении идеального социализма закончились на рубеже 60-70-х годов прошлого века. А думать, что консолидация произойдёт за счёт построения абстрактной рыночной экономики уже не актуально", — заявляет Владимир Якунин, завкафедрой государственной политики МГУ имени М.В. Ломоносова.
Страны Центральной Азии, как в своё время и Россия, прошли через сложный период внутренней трансформации. Тут и попытка закрепить свой суверенитет, национализм, рост религиозного экстремизма.
И теперь, по его мнению, чтобы РФ чувствовала себя более уверенно на центральноазиатских рубежах, стране абсолютно необходимо выстраивать политику практической дипломатии.
"Должна быть чёткая доктринальная позиция, которая будет касаться в том числе и ведения бизнеса. А до тех пор пока в наших институтах власти каждый чиновник будет по-своему толковать международную политику России, вперёд мы двигаться не будем " — подчёркивает Якунин.
Что касается времён пребывания России и республик Центральной Азии в рамках единого государства — СССР, — то тут, действительно, для многих жителей ЦА общее советское прошлое — не всегда хорошее.
Так, старшее поколение ещё помнит времена, когда таджики, узбеки, русские, казахи и туркмены сообща строили гидроэлектростанции, газопроводы и промышленные предприятия, ставшие базой современной экономики большинства центральноазиатских стран.
А более молодые жители республик либо смотрят на советское прошлое как на утопический нереализованный проект, либо оценивают его через призму идеологического кризиса, дефицита товаров, общественных беспорядков и вооружённых конфликтов, имевших место во времена заката СССР.
Причём это касается не только взаимоотношений с Россией, но и внутренних связей между независимыми республиками.
Как отмечается в докладе, недавно представленном Центром изучения кризисного общества, "в официальной риторике стран региона тезисы об "историческом братстве" и общности встречаются все реже. Центральноазиатские республики под воздействием множества объективных и субъективных факторов с каждым годом "расходятся" все дальше друг от друга".
Российское же руководство первые 10 лет после распада СССР было слишком занято собственными внутренними проблемами, и сил на глобальное международное присутствие ресурсов уже не оставалось.
Да и многие государственные деятели, ответственные за внешнюю политику России были искреннее и, увы — безосновательно, увлечены идеей о том, что новые независимые государства сходу будут готовы объединяться на ниве построения свободного рынка и реализации совместного экономического потенциала.
Соответственно, культурное влияние и общность истории при формировании внешней политики можно будет отбросить за ненадобностью.
"В 90-х годах, когда мы были ещё наивны, экспертное сообщество уговаривало людей, которые могли повлиять на нашу политику в регионе, и говорило им — "ребята, вы отдаёте русскую культуру. Очень много болтовни, но вы ничего не делаете. Доплачивайте хотя бы учителям русского языка, сохраняйте научные кадры, сделайте хоть что-то! Русский язык исчезает, меняется отношение к русским, нас даже не выдавливают оттуда, мы сами оттуда уходили", — поясняет член научного совета Московского центра Карнеги, востоковед Алексей Малашенко.
Чтобы и дальше не допустить деградации русской культуры в странах Центральной Азии, эксперты уверен, что необходимо меньше говорить об общих абстрактных проектах межгосударственного сотрудничества и планомерно выстраивать взаимовыгодную торговую систему, избегая при этом чрезмерного оптимизма и пренебрежения собственными экономическими интересами взамен шатких обещаний возможного союзничества.
"Надо рассматривать этот вопрос не сентиментально, а в исторической перспективе. Это не только российская проблема. Сохранить культурное влияние — значит сохранить заинтересованность в будущих связях между государствами как культурными, так и политическими. Возьмём Казахстан, откуда 27 тысяч человек ежегодно приезжают учиться в Россию, несмотря на все программы бесплатного образования в США", — отмечает руководитель департамента международных отношений НИУ ВШЭ, доктор исторических наук Александр Лукин.
По его мнению, только укрепление экономического влияния способно сделать востребованным изучение русского языка и развитие русской культуры за рубежом.
"Например, в Болгарии, где много российских туристов, повышается интерес к русскому языку и культуре. В Китае целые анклавы на острове Хайнань говорят на русском. То есть нам нужно заинтересовывать людей. Русский язык будет нужен им только в том случае, если люди будут рассчитывать устроиться на российские предприятия или работать с российскими партнёрами" — добавляет Лукин.
Напомним, что глава России Владимир Путин 27 и 28 февраля совершит турне по странам Центральной Азии, это Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, сообщает помощник российского президента Юрий Ушаков.
В понедельник российский лидер отправится в Алма-Ату, где проведет первые в 2017 году переговоры со своим коллегой Нурсултаном Назарбаевым.
Сразу после встречи с главой Казахстана президент России прибудет в Душанбе, где в ходе переговоров в узком составе с лидером Таджикистана Эмомали Рахмоном будут подведены итоги российско-таджикского стратегического партнерства.
Поводом для визитов Владимира Путина стало празднование 25-летия установления дипломатических отношений со странами региона.