ДУШАНБЕ, 2 мар — Sputnik, Рубен Гарсия. На днях в российских СМИ много шума наделала история вокруг активистов движения "Стоп Харам".
Всё началось с того, что на исламском канале "Алиф", позиционирующим себя как "медиазеркало российской уммы", вышел первый выпуск программы, где ведущий Ислам Исмаилов прошёлся возле Ярославского вокзала города Москвы, обращаясь к пьющим и курящим гражданам с настойчивой просьбой прекратить делать это в общественном месте.
Мотивировал он это тем, что распитие алкогольных напитков и курение табака в людном месте не только нарушает российское законодательство, но и противоречит нормам ислама, то есть является харамным, запрещённым действием.
Стоит отметить, что невольными "гостями" должны были стать именно мусульмане, чьё поведение было максимально далеко от религиозного аскетизма. Сам ведущий особо подчёркивал в начале ролика, что сохранение доброго имени мусульманской общины и является одной из главных задач "Стоп Харам".
Кстати, если кому-то показалось, что название программы почти полностью совпадает с известным общественным движением "Стоп Хам", прославившимся скандальными роликами, посвящёнными борьбе с дорожным хамством и нарушением водителями правил ПДД, то это не случайно.
И сам Исмаилов, и его брат Мохаммед до сих считаются активистами движения, несмотря на то что само НКО было ликвидировано в сентябре 2016-го и его финансирование из госбюджета прекращено.
Sputnik Таджикистан решил лично пообщаться с Исламом Исмаиловым и узнать о реальных мотивах его нынешней общественной деятельности.
"Я считаю, что у каждого человека есть свои моральные ограничители, и для каждого есть свой подход. Если ты хочешь донести до ребёнка информацию о вреде курения, ты ему говоришь, что от этого он не вырастет. Если это молодая девушка, ты говоришь про здоровье будущих детей. У кого что болит", — поясняет активист.
По его словам, 40-летнему мужчине бессмысленно говорить — "не кури-не вырастешь". Даже разговоры о реальном вреде для здоровья, вроде импотенции или ранней смертности — пустой звук.
Совсем другое дело — напомнить впавшему во грех собрату по вере о вреде не только для тела, но и для души, не говоря уже и о репутации исламского сообщества.
"Надо было напомнить мусульманам, что даже их вера обязывает вести себя по-человечески, не пить на людях. Я переживаю за всех людей, но не стану скрывать — меня коробит, что люди, исповедующие ту же религию, что и я, ведут себя непристойно", — подчеркнул Исмаилов.
В конце концов, у людей создаётся негативный стереотип, который переносится на всех единоверцев. И согласно логике авторов движения, сами верующие должны позаботиться о том, чтобы люди, номинально причисляющие себя к мусульманам, во-первых, хотя бы на людях придерживались религиозных норм, а во-вторых, банально не "кошмарили" рядовых жителей столицы.
"Это просто выглядит ужасно! Вот человек идёт домой и видит толпу пьяных людей, уже неважно, какой они национальности. И это создаёт дискомфорт, если не страх. А там ещё может происходить драка, поножовщина, прочие постыдные вещи. Естественно, что я как нормальный, здоровый член нашего общества этого не хочу", — негодует Исмаилов.
Когда разговор о богобоязненности с тобой ведёт суровый чеченец спортивного телосложения, информация, судя по всему, доходит до аудитории куда быстрее обычного. По крайней мере, на записи большинство прохожих, к которым обращался Исмаилов, с пониманием отнеслись к его просьбам не пить и не нарушать общественный порядок. Да и вне записи, по словам Исмаилова, обошлось без агрессии и рукоприкладства.
"Никого ни к чему я не принуждал, ни у кого ничего не забирал. В категоричной форме не выражался. Просто напомнил людям о том, что им дорого. О ценностях духовного, религиозного характера", — подчеркнул активист.
Правда возникла одна проблема: апелляция к исламским ценностям в качестве гарантии соблюдения светских законов ожидаемо вызвала бурную и крайне негативную реакцию в сети.
"Передача изначально не должна была быть строго религиозной. Мы обращались к нормам ислама, просто чтобы напомнить людям, как положено вести себя в социуме. Решили, что так эффективнее. Но общество и, в частности, СМИ меня не поняли, сразу навешав кучу ярлыков", — возмущается Исмаилов.
Действительно, что-что, а отклик общественности на инициативу "Стоп Харам" получился громкий.
"Шариатский патруль", "прокуроры халифата", "исламистская полиция нравов", "разрушители светского общества" — полный список куда менее лестных эпитетов можно продолжить самостоятельно, если посмотреть комментарии к статье практически любого российского издания, посвящённого деятельности "Стоп Харам".
Мы принципиально не будем давать оценку деятельности исламских дружинников, а только вкратце скажем, что противники "Стоп Харам" говорят о неправомерных действиях Исмаилова и насаждении религиозного фундаментализма. В свою очередь сторонники проекта обвиняют оппонентов в исламофобии и одобрении алкоголизма среди собственного народа.
Сам Исмаилов все обвинения отрицает.
"Это обычный социальный проект, никаких шариатских патрулей нет, и никто их создавать не будет", — заявляет он и подчёркивает, что в следующем выпуске передачи религиозной риторики почти не будет.
Что же касается граждан из стран Центральной Азии, попавших в поле зрения активистов "Стоп Харам", то это, по словам мусульманского активиста — не более чем совпадение.
"Честно говоря, абсолютная случайность. Понятное дело, что на площади трёх вокзалов огромная концентрация людей, которые распивают алкоголь. Среди них очень много мигрантов, причём не только из стран ЦА, но и из Молдовы, из Беларуси. Мы, конечно, знали, что там будут мигранты. Но вообще просто сделали круг по центральной площади, снимая всё подряд", — пояснил Исмаилов.
Стоит отметить, что "Стоп Харам" не планирует пока обращаться к помощи исламских религиозных объединений.
Да и сами мусульманские организации России не собираются активно поддерживать народных борцов за моральный облик единоверцев.
По крайней мере, Совет муфтиев России воспринял инициативу исламских дружинников в штыки.
"Проекты, подобные "Стоп Харам" в его нынешнем виде, способны в нашем многоконфессиональном российском обществе повысить градус межнациональной и межконфессиональной розни. СМР осуждает любую инициативу, способную породить самосуд", — говорится в официальном заявлении муфтията.
Впрочем, богословы поддерживают создание общественных движений, "целью которых было бы изменение общественного мнения в пользу необходимости распространения ценностей здорового образа жизни, отказа от пагубных привычек".