Сафаров отмечает, что праздник 8 марта пришел в республики Центральной Азии довольно поздно.
"Если отсчитывать от того, когда праздник возник и институциализирвался, когда возникла уже какая-то "обрядность" праздника в Москве, Петрограде, то в Ташкенте, Самарканде и других городах Средней Азии все это приходит на 10- 15 лет позже и во многом связано с большим движением "Худжум" ("Наступление")", — заявил историк Sputnik.
"Худжум", рассказывает Сафаров, это наступление на пережитки, ортодоксию, наступления на какие-то ограничения, связанные со статусом женщины. Историк подчеркивает, что "Худжум" пришел далеко не мирно и празднично, это было действительно наступление.
"Это примерно 19727-19828 год и далее — первая половина 30-х годов. В этот период вместе с этим наступлением приходит и праздник 8 марта в Среднею Азию. Интересно, что он приходится на весенний месяц, как, собственно, и в других частях мира, но весна — особый период в Средней Азии, поскольку 21 марта отмечается Навруз. И эти два праздника следуют один за другим", — замечает он.
Сафароф подчеркивает, что в Средней Азии на окраинах Советского Союза 8 марта и женский очень тесно переплетался с национальным вопросом, тогда как в других частях мира скорее с рабочим.
"Праздник 8 марта отмечается и сейчас в государствах Центральной Азии, несмотря на то, что во многих из современных государств ЦА он не является нерабочим днем, замещается другим календарем: днем матери, другими датами, тем не менее в народное сознание он уже вошел. Это, безусловно, праздничный день", — считает Марат Сафаров.