ДУШАНБЕ, 11 апр — Sputnik, Рубен Гарсия. Курс сомони продолжает слабеть, а Национальный банк Таджикистана старается удержать ситуацию под контролем.
Несмотря на все заверения, справиться с этим будет непросто. Особенно учитывая, что за последние сутки нацвалюта обесценилась ещё на 2,2% и по нынешнему рыночному курсу 1 доллар продают уже за 9 сомони.
Этим не преминули воспользоваться спекулянты, которые предлагают американскую валюту по завышенной цене, зато в достаточном количестве, тогда как во многих банках республики население не может получить более 200 долларов в одни руки.
И сейчас финансовым властям Таджикистана необходимо срочно преодолевать кризис, который в свою очередь привёл к значительной инфляции: согласно данным Нацбанка, цены на товары в потребительском секторе выросли за март на 1,5%.
Sputnik Таджикистан спросил таджикских и российских экспертов о причинах сложившейся ситуации и способах её решения.
"Действительно, государству не хватает инструментов защиты и поддержки национальной валюты. В основном причина кризиса заключается в том, что приток денег от трудовых мигрантов в инвалюте сократился и национальный банк не в силах обеспечить прежний устойчивый курс сомони", — полагает таджикистанский экономист Масъуд Собиров.
Напомним, что в феврале 2016 года Нацбанк РТ постановил, что переводы, отправленные в российских рублях, в республике должны выдаваться в национальной валюте.
"Мы хотим обеспечить исключительное положение таджикского сомони и установить его как единственное средство платежа на территории страны", — заявлял тогда таджикистанский регулятор.
Ещё одна возможная причина — попытка обеспечить больший приток долларов в страну.
Однако желаемого результата достичь не удалось. Люди сохраняли свои деньги в валюте и оперативно скупали её, в том числе и на чёрном рынке. Вскоре сомони стало очень много, а долларов, которые были нужны населению для сбережений и банкам для выплаты кредитов, в запасах оставалось всё меньше, что и стало плодотворной почвой для нынешней инфляции и активности спекулянтов.
Сами представители Нацбанка частично это подтверждают. Они говорят, что в попытках помочь проблемным банкам республики им пришлось пойти на значительное увеличение объёма денежной массы.
Сложный выход
Что касается путей выхода из валютного кризиса, то их два. И оба они требуют либо влезать в долги, либо серьёзно подстегнуть национальную экономику.
"Универсальных и быстрых рецептов решения этой проблемы нет. Некоторые страны стараются быстренько перекредитоваться, но для Таджикистана это определённая проблема, так как государство уже взвалило на себя и так слишком много кредитов, которые уже нужно возвращать", — пояснил изданию эксперт из Института экономики РАН.
С этим согласны и представители Евразийского банка развития, участником которого является Таджикистан. И где в теории государство могло бы попросить дополнительный кредит.
"Несколько особняком в общей картине региона стоит экономика РТ, где на фоне весьма быстрых темпов роста наблюдается ускорение инфляции. И теперь высокий уровень плохих долгов в условиях повышения ставок потребует от Центрального банка ужесточения контроля над банковским сектором", — отмечает главный экономист ЕАБР Ярослав Лисоволик.
Более надёжный способ привлечения иностранных финансовых средств и укрепления собственной национальной валюты — это увеличить объём экспорта товаров. В случае РТ это хлопок, алюминий, пищевая продукция. Однако эксперты сомневаются, что экономика республики сегодня на это способна.
"Нацбанк в данной ситуации, к сожалению, ничего не может сделать. Только за счёт резервного фонда, своеобразного "золотого запаса", который истончается. А наше производство сейчас недостаточно сильно, чтобы поддерживать национальную экономику и вывести на международный рынок качественный отечественный товар", — пояснил Масъуд Собиров Sputnik Таджикистан.
В условиях такого не слишком радужного прогноза властям республики остаётся искусственно ограничивать темпы инфляции и роста цен. В том числе за счёт борьбы с чёрным рынком и спекулянтами, которых Нацбанк считает главными виновниками ослабления сомони.
Так, банкам республики было поручено выявлять лиц, которые регулярно закупают иностранную наличку в целях получения прибыли на разнице обменных курсов.
Против них должны быть приняты соответствующие меры — спекулянтам будет запрещена продажа долларов.
Правда, население Таджикистана в такие объяснения верит неохотно и считает кризис рукотворным детищем самих банков, продающих валюту по завышенному курсу.
Напомним, что правительство РТ обещало сохранить уровень годовой инфляции на уровне 7%.
Стоит отметить, что аналитики из ЕАБР готовят на ближайшие годы чуть более оптимистичный прогноз.
По их мнению, рост инфляции в 2018 году составит 6%, а в 2019 — 6.4%. А средний обменный курс нацвалюты к доллару США через год будет равняться 8.2 сомони.