Узбекские водители: нас медленно вытесняют из сферы транспорта РФ

Мигранты, работающие в России таксистами, водителями автобусов или грузовиков поделились опасениями, связанными с предстоящим запретом работать по национальным правам

ДУШАНБЕ, 27 апр — Sputnik. Россия в ближайшее время намерена ужесточить правила для мигрантов, работающих по своим национальным водительским удостоверениям. Что об этом думают узбекские мигранты и намерены ли они получать российские права, разбирался Sputnik Узбекистан.

Из первых уст

Первоначально полный запрет на работу водителями для мигрантов, имеющих национальные водительские удостоверения, планировали ввести с 1 июля этого года. Однако недавно появилась информация, что Госдума готовит новый законопроект, накладывающий запрет на работу по зарубежным водительским удостоверениям как минимум еще на один год. Что стоит за этим — внутреннее дело РФ, однако узбекистанцы, работающие в России, пока не спешат этому радоваться.

Водитель автобуса, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Водителям-мигрантам дадут еще год для оформления российских прав

Причина проста — все опрошенные граждане Узбекистана, работавшие в Казани, Новосибирске, Краснодаре, Самаре и Москве в качестве водителей маршрутных и обычных такси, а также в различных транспортных и других компаниях подтвердили, что этот процесс начался еще лет пять назад и связан он далеко не с отсутствием квалификации у водителей, а скорее с общим отрицательным отношением россиян к мигрантам.

"Эту ситуацию можно назвать ползучим вытеснением мигрантов из сферы транспорта. Пока этому сопротивляются только владельцы компаний, им выгодно брать мигрантов, так как они неприхотливы к условиям работы в отличие от россиян. Я и мой напарник, например, работали сутками напролет в такси, у нас нет здесь семей, нет ничего кроме работы, а у россиян и дом и семья. Да и к сожалению, у работодателя на мигранта есть больше рычагов давления, чем на местных, ведь в правовой плоскости мы защищены очень слабо", — рассказывает Алишер, работавший водителем в нескольких городах РФ.

По его словам, огромную роль в этом запрете сыграли российские СМИ, постоянно демонстрирующие обывателю, что мигранты — это грязные и неопрятные люди, у которых нет элементарных школьных знаний.

"Все эти сериалы про преступные группировки, состоящие из граждан Центральной Азии, это большая выдумка, на которой сегодня активно паразитирует ряд СМИ", — подключается к разговору Вохид.

Водитель автобуса, архивное фото - Sputnik Таджикистан
С 1 июля водителей с иностранными правами отстранят от работы в РФ
"Среди мигрантов, конечно, есть люди разные. И плохие, и хорошие. Но к сожалению, для простого городского обывателя в России мы все — что-то вроде преступника, постоянно следящего, как бы что у него утащить. А теперь, после последних терактов, нас еще и поголовно террористами объявили. Россиянам не нравится, что мы возим их в маршрутках, возим грузовики с товарами, но ведь они сами за эту работу не берутся, тяжело для них и платят мало", — рассказывает он.

По словам еще одного мигранта Джавлона, работавшего в Новосибирске, для многих россиян, любой мигрант априори виноват в чем-то нехорошем.

"У нас был случай, когда в маршрутке водитель грубо обошелся с пассажиром. На следующий день собралась толпа, хотели побить "чурку", а в результате выяснилось, что это был местный житель. Главная проблема мигрантов — это языковой барьер, что касается культуры, то в Узбекистане уважение, особенно к старшим, возведено в культ", — отметил он.

Другое мнение

При этом интересно, что не все мигранты солидарны. Есть и те, кто действительно поддерживает этот запрет, отмечая, что большая часть работающих в транспортной системе мигрантов привыкла ездить как у себя дома, то есть без правил.

Рейд по выявлению несанкционированных маршрутных перевозок - Sputnik Таджикистан
Кому выгодно убрать водителей-мигрантов из общественного транспорта РФ
"У нас в Узбекистане, честно говоря не такие жесткие правила, как в России. На бумаге, конечно, написано все правильно, и ПДД и штрафы высокие. Но в стране годами складывается менталитет, когда можно нарушать, и безнаказанно ехать дальше, ведь гаишников на всех не хватает. А если даже и остановят, заплатил и лети дальше.Для Узбекистана, например, норма — поворачивать не с крайней полосы, а со второй и третьей, нарушая при этом дорожную разметку и создавая аварийные ситуации. В РФ с этим строго, все привыкли ехать по полосам, а у нас это отсутствует, полная анархия на дороге", — замечает Хуршид.

По его словам, он знает немало примеров, когда узбекские водители, грубо нарушали ПДД в российских городах, создавали множество аварийных ситуаций, даже не понимая, а что тут плохого, в Узбекистане же это нормально, ездят люди, и ничего.

"Надо вычистить таких водителей, благодаря им плохая молва идет о всех мигрантах. Проблема еще и во владельцах компаний, которые предпочитают даже не проверять приходящих людей, просто берут с закрытыми глазами, не проверяя их, как они ездят и что из себя представляют. Для них главное — один мигрант — это экономия средств, которую можно положить в карман, а что дальше будет — ерунда", — говорит собеседник.

На практике

Интересно, что несмотря на недовольство и такие разные мнения, большинство опрошенных мигрантов готово пройти экзамены на получение водительских прав российского образца. При этом многие уверены — получить их можно будет просто дав взятку, об этом уже говорят и сами владельцы транспортных компаний, готовые посодействовать своим работникам.

Мигранты, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Около 70% въехавших в 2016 году в Россию мигрантов - граждане СНГ
Другой важный вопрос — положительную роль сыграет тот факт, если Госдума действительно отложит запрет хотя бы на один год. Это связано с тем, что в стране с 1 октября 2017 года начнут выдавать новые водительские права и узбекистанцы вынуждены будут сначала получить их, а потом уже сдавать на права в РФ.

Как сообщили Sputnik в пресс-службе УБДД ГУВД Ташкента, неправильно называть новые права международными.

"Это будут, прежде всего, национальные водительские удостоверения, но при этом соответствующие всем международным правилам, поэтому их обладатель сможет сесть за руль практически в любой стране мира. Поэтому и проводится смена водительских удостоверений, так как прошлые не соответствовали всем международным критериям. Проблем с получением новых прав не будет, их выдача займет примерно один час", — рассказали в пресс-службе УБДД.

Так что мнений по поводу запрета много не только среди россиян, но и среди самих мигрантов. Узбекистанцы пока настороженно относятся к этой инициативе российских властей, по привычке заняв выжидательную позицию. Однако ясно одно: скоро учиться придется всем, но вот по-настоящему или за деньги, время покажет.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社简化中文Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社繁體中文Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский