ДУШАНБЕ, 1 мая — Sputnik. Накануне дня рождения народной артистки Таджикистана Заррагул Исканларовой Sputnik Таджикистан побеседовал с ее внучкой Рано Амирбековой, которая учится в Москве, и узнал о ее жизни и творчестве.
Рано рассказала, почему Заррагул была против того, чтобы дочки или внучки стали артистками.
Заррагул Исканларова закончила Институт искусств Ташкента и до последних дней своей жизни работала и преподавала в центральном театре города Харога (ГБАО).
У нее пятеро детей — сын и четыре дочки. Все ее дети получили высшее образование, однако ни один из них не выбрал для себя путь артиста.
Однако ее внуки и внучки очень любят танцевать. Один из них даже учится в Государственном институте искусств в Душанбе на хореографическом факультете.
По словам Рано, сама народная артистка Таджикистана всегда была против, чтобы кто-либо из дочек или внучек стали артистами.
"Она всегда говорила, что "вы всегда успеете станцевать и стать артистом, но нужно выбирать такую профессию, которая больше будет полезна обществу"", — рассказывает Рано.
Рано Амибекова отмечает, что ее бабушка очень любила свой край и народ.
"Она вставала каждое утро и первым делом, выходя на балкон, который открывался на весь город Харог, оглядывала "свои владения". И это было ее завтраком, обедом и ужином. Ей больше ничего ни надо было, как будто это и было для нее источником всей жизни", — делится внучка.
Вывих ноги не помеха
Заррагул Искандарова одна из немногих артисток, которая до самой смерти танцевала и своими танцами радовала тысячи людей. Достаточно вспомнить песню "Лалаик" (в переводе с шугнанского языка-колыбельная — ред.) или "Памирский танец", которые никого не оставляли равнодушными.
"Моя бабушка очень любила свою профессию. Даже был случай, когда она танцевала на сцене с вывихом ноги. Помню ей было где-то 75-76 лет. На сцене она подвернула ногу, это было больно, страшно больно, но она дотанцевала свой танец до конца", — вспоминает Рано.
Заррагул в хорогском театре ставила такие танцы, как "Кабутар" (Голубь), "Ду гули сафед" (Две белые розы), "Бахори Помир" (Весна Памира), "Кахрамондухтар" (Девушка герой) и "Ту помирь хасти" (Ты — памирка), которые до сих пор исполняются на сцене театра.
Но, по словам внучки, несмотря на безгранную любовь к своему творчеству, она большее всего времени проводила с семьей.
"Мы никогда не могли представить нашу семью без бабушки. Хотя она была очень занятой — бесконечные гастроли, она все же находила время для нас всех: дочек, внуков и даже в последние годы правнуков", — подчеркивает Рано.
Одна роль на двоих
По словам Рано, в двух сценках она играла с бабушкой на сцене.
"Я с детства была с бабушкой. Помню, как-то мы с ней в спектакле "Носир Хосрав" на одной сцене играли одну и ту же роль. Это была роль девушки, которая приходит к источнику имени Носир Хосрава и пьет воду. Я играла эту девушку в младенчестве, а бабушка роль пожилой женщины", — вспоминает внучка.
Источник Носир Хосрав назван в честь великого мыслителя 10-го века Носира Хосрав. Он находится в кишлаке Поршнев (ГБАО).
Когда Таджикистан приобрел независимость, и все двери мира открылись перед актрисами, Заррагул Искандарова от имени страны выступала на мировых сценах. Так, она побывала во Франции, Германии, Англии, Канаде, Австралии и, конечно, практически во всех постсоветских странах.
Рано вспоминает, что бабушка очень любила красивые платье. Каждый раз, когда она возвращалась с гастролей, обязательно что-то с собой привозила.
"Помню, как она, вернувшись с очередных гастролей в Канаде, привезла очень красивое сари оранжевого цвета", — уточняет Рано.
Одним из хобби Заррагул было шитье. Дизайн большинства своих костюмов артистка придумывала сама.
На сцене всегда выступала в красивых памирских костюмах.
"Даже когда бабушка выходила просто за хлебом, она надевала самое лучшее платье. Она любила делать красивые прически и окрашивать брови усмой", — вспоминает Рано.
Заррагул Искандарова играла в таких спектаклях, как "Рустам ва Сухроб" (Рустам и Сухроб — отрывок из Шахнаме Абулкасыма Фирдоуси), комедии "Тошбек ва Гулкурбон" (Тошбек и Гулкурбон), "Кишлоки тиллои"(Золотая деревня) "Домоди сохта" (Фальшивый жених) и многих других.
По словам Рано, которая на многих гастролях была с бабушкой, актриса очень волновалась перед каждым выступлением и тщательно готовилась. Каждое ее новое выступление для нее было премьерой, говорит Рано.
Ревность и жизнь без мужа
Рано рассказывает что ее дедушка Давлатбек был очень ревнивым человеком. Так, он однажды даже пришел в театр и без всяких на то оснований поругался с партнерами.
В конце это стало причинной развода, но Заррагул не прекращала выступать на сцене.
"Не смотря на то, что моя бабушка никогда не отдалялась от сцены, она не превратила свою жизнь в театр. Для нее театр был отдельно, а семья отдельно", — подчеркивает собеседница.
Она отмечает, что семье до сих пор трудно привыкнуть к тому, что Заррагул нет.
"У нас дома никто про нее не говорит в прошедшем времени. Она всегда остается с нами. В наших глазах, устах и душах", — заявляет девушка.
Лицо Таджикистана в России
Заррагул многократно представляла Таджикистан за пределам страны. По словам Рано, то, что она была родом из Таджикистана, она очень ценила.
"Она нас всегда наставляла, чтобы мы не забывали, что являемся лицом Таджикистана в России", — рассказывает внучк
Все ее дети на сегодняшний день являются успешными деятелями в московском обществе.
Заррагул всегда была сторонницей ведущей роли женщины в обществе. И старалась, чтобы ее дети и внуки в первую очередь получили высшее образование.
Сама Рано является студенткой 5-го курса одной из ведущих медицинских университетов Москвы. Для того, чтобы навсегда сохранить память о бабушке и выразить ей свою благодарность, девушка намерена открыть здесь школу танца имени Заррагул Искандаровой.
Кто такая Заррагул Искандаровна
Мулкамонова Заррагул Искандаровна родилась 27 апреля 1938 года в кишлаке Емц Рушанского района ГБАО в семье артистов.
Ее отец Искандар был коренным жителем этой деревни. Он был артистом и занимался скачками. Ее мама Марворид была родом из кишлака Поршнев Шугнанского района.
Заррагул выросла в атмосфере музыки. Ее дядя Илчибек Мулкамонов тоже был артистом. Он также был поэтом. Его песни исполняли такие артисты, как Усто и Масто.