ДУШАНБЕ, 8 мая — Sputnik, Амирам Григоров, Лев Рыжков. Как изменился за годы самый знаменитый выставочный комплекс России и что теперь находится в национальных павильонах, рассказал корреспондент Sputnik Лев Рыжков в компании поэта, мыслителя и знатока Москвы Амирама Григорова.
Призраки и тайны
Что-то есть в аллеях ВДНХ по-хорошему мистическое. Побывать на ВДНХ — это как в старое зеркало в роскошной золоченой раме посмотреться. Вот вроде ничего особенного, а забыть трудно.
"Где еще можно вспомнить, что советских республик когда-то было шестнадцать. Наглядное свидетельство этому осталось в виде 16 статуй фонтана "Дружба народов" и 16 медальонов с гербами на Центральном павильоне (бывший павильон СССР). Где сноп конопли, вместе с рожью, пшеницей и подсолнечником демонстрируют основные сельскохозяйственные культуры страны? Где еще закопана гигантская статуя Сталина, стоявшая на месте ракеты", — говорит Амирам Григоров.
Недавно при реконструкции главного павильона случайно обнаружили многофигурный горельеф работы Вучетича, более 40 лет спрятанный от глаз посетителей. И это далеко не все, что скрывает выставка.
Расцвет Советского Эдема
Начиналось все в далекие тридцатые годы прошлого века. Народный комиссар земледелия Михаил Чернов выступил с инициативой создать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВСХВ) и в 1935 году стал ее куратором.
Как раз тогда в Москве была запущена первая ветка метро, которая доходила до парка Сокольники. Сначала Всесоюзную выставку планировали создать именно там. Открытие намечалось в 1937-м, но сроки были сорваны, Чернова обвинили в саботаже, репрессировали и расстреляли.
В 1939 году ворота ВСХВ, наконец, распахнулись, и народ повалил глядеть на новое чудо, где цвел розарий, били фонтаны, а вокруг главной аллеи возвышались павильоны, выдержанные в неподражаемом стиле советского ампира. Там оркестр играл "Песню о Москве" и продавали эскимо на палочке. То самое, что вызвало простуду у старика Хоттабыча. Это был Эдем предвоенной Москвы, вспоминает поэт.
Великая Отечественная надолго привела Выставку в запустение, и только с 1950 года, руки дошли и до нее. Дворцы союзных республик достраивали и украшали лучшие архитекторы того времени.
Вихри истории
Когда-то национальных павильонов, посвященных бывшим союзным республикам, было шестнадцать, считая Карело-Финскую ССР. Вихри истории по этим сооружениям, конечно же, прошлись. Одни павильоны исчезли, как и не было их. Другие — переехали. Третьи оказались изуродованы (и таких историй много). Но нашлись и такие республиканские павильоны, которые не смел ураган времени и сила переменчивой конъюнктуры.
Еще в начале эпохи Леонида Брежнева выставку стали переделывать. Менять, как сказали бы сейчас, концепцию.
"Теперь республиканских павильонов не будет, а будут отраслевые", — решили наверху, и никто не смог возразить.
Был снесен, например, прекрасный грузинский павильон, замечательный образчик национальной архитектуры. Армению и Азербайджан накрыли чудовищными саркофагами, создав таким образом "Здравоохранение" и "Вычислительную технику".
Изуродовали и один из самых чудесных — павильон Казахстана. При переделке в "Металлургию" его лишили неповторимого мавританского купола, скопированного с национального шедевра — мавзолея Джучи.
А что теперь
Впрочем, теперь бывшие республики, а ныне независимые страны, получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Правда, павильоны частично оказались не совсем те, что были изначально.
Мы видим павильон "Киргизия", который когда-то принадлежал Эстонии. И балтийские следы сохранились. Например, настенная роспись, посвященная рыбной ловле в морских водах.
Бывший павильон Латвийской ССР свежепобелен, но заперт. А вот в бывшем павильоне Литвы теперь обитает Абхазия.
"Павильон Грузии, огромный, занимал гораздо большую площадь, чем павильоны других кавказских республик. Это было здание с оранжереей и залом, отделанным ценными сортами камня. Строил его народный архитектор СССР Арчил Курдиани. Павильон Армении, облицованный ереванским туфом, воздвиг знаменитый Александр Таманян. Павильон Азербайджана с мавританской аркой и арабесками создал творческий тандем Микаэля Усейнова и Садыка Дадашева — самых титулованных бакинских мастеров", — рассказывает Григоров.
Бывшему павильону Азербайджана повезло чуть больше, чем "Грузии". Обшарпанное здание, сохранило, однако, часть прежнего декора. Облицовка из красного гранита, майолика, окна-витражи. И скульптурные гроздья винограда по стенам — остались. Но, конечно, не та красота, что раньше.
Вернется ли чудо?
Ныне происходит возрождение выставочного комплекса, причем по старой памяти бывшие республики, а ныне страны — получили возможность представлять свою продукцию в национальных павильонах. Павильоны сдаются в аренду за 1 рубль в год, на 50 лет — с обязательством за свой счет провести ремонт, реставрацию и осуществлять эксплуатацию.
Правда, Армения теперь занимает павильон Сибири, где в период переделки выставки была "Угольная промышленность". В павильоне все мало того, что хорошо, так еще и богато.
Белорусы успешно сохраняют за собой традиционный великолепный особняк с колоннами, увенчанный статуей с венком. Внутри — все красиво и правильно. Представлены прилавки с белорусской продукцией. Вот продукты питания, а вот — одежда, а вот — национальные белорусские сувениры. Все чисто, правильно и — немного скучно. Но, наверное, так надо.
Что подкупает больше всего — белорусы тщательно восстановили изначальную, еще довоенную роспись стен.
А Таджикистан?
Нынешний павильон №66 под названием "Культура" до 1964 года именовался "Узбекской ССР". Павильон был построен в 1937 году и предназначался для Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР. Однако в 1938-м его полностью заняла экспозиция Узбекской ССР.
Здание, созданное по мотивам народного зодчества центральноазиатских республик, получилось на редкость ярким и самобытным. За годы войны постройка пришла в аварийное состояние и в 1950-1954 года получила новый павильон по правой стороне от фонтана "Дружба народов".
В 1939 году на карте ВДНХ появился павильон "Таджикская СССР". Вход в павильон украшала красивая восточная мозаика, справа и слева от одноэтажного здания стояли статуи таджиков — мужчины, женщины и ребенка, одетых в национальную одежду, и советских граждан с большим знаменем в руках.
Павильон Таджикской ССР был нарядно орнаментирован и декорирован в проемах резным ганчо, в рисунке которого виноградные лозы и раскрытые коробочки хлопка переплетались с изящным геометрическим национальным узором.
В 1950-м он был реконструирован, а в 1966 году здание было снесено.
Сейчас ВДНХ принимает 25 миллионов посетителей в год, зимой здесь заливают самый большой каток в Европе. В апреле 2017 года мэр Москвы Сергей Собянин объявил о начале масштабной реконструкции выставки.
В ближайшие годы здесь планируется восстановить 37 исторических павильонов, 17 фонтанов, построить конно-спортивный манеж, а также 15 тематических павильонов на месте заброшенных хозяйственных построек. Будет открыто 11 новых музеев, высажено более 1800 деревьев и кустарников.