"Один пояс - одна засада": подводные камни проекта Китая

© Sputnik / Алексей Бабушкин / Перейти в фотобанкНа одной из улиц города Пекина, архивное фото
На одной из улиц города Пекина, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Что из себя на самом деле представляет китайский проект "Один пояс – один путь", рассказывает председатель Торговой палаты ЕС по КНР Йорг Вуттке

ДУШАНБЕ, 12 мая — Sputnik. В столице Китая 14-15 мая пройдет международный форум "Один пояс – один путь" — амбициозный проект, целью которого является воссоздание Шелкового пути.

Но будет ли это событие спустя 5-10 лет вспоминаться как ступень в очередной стадии глобализации экономики Китая или как бесполезный убыточный проект, на который было растрачено множество ресурсов, рассуждает председатель Торговой палаты ЕС по КНР Йорг Вуттке в своей статье Financial Times.

Вид на Пекин, архивное фото - Sputnik Таджикистан
"Шелковый путь": что проект даст Таджикистану и другим странам ЦА

Траты

Как заявил в пятницу заместитель главы Государственного комитета по реформам и развитию Нин Цзичжэ, власти Китая прогнозируют, что общий объем зарубежных инвестиций китайских компаний в следующие пять лет составит около 600-800 миллиардов долларов, значительная часть которых пойдет в страны вдоль экономического пояса Шелкового пути.

"У нас есть определенный прогноз относительно общего объема зарубежных инвестиций Китая в следующие пять лет. Начиная со следующего года, объем зарубежных инвестиций Китая ежегодно будет достигать 120-130 миллиардов, то есть 600-800 миллиардов долларов", — заявил Нин Цзичжэ в преддверии международного форума "Один пояс — один путь".

Чиновник добавил, что это станет мощной движущей силой для восстановления мировой экономики и либерализации взаимных инвестиций и торговли.

Как подчеркивает Вуттке, несмотря на то что Китай объявил о новой стратегии экономического развития "Один пояс — один путь" еще в 2013 году, до сих пор неясно, что на самом деле проект из себя представляет.

Так, Пекин утверждает, что новая инициатива потребует крупных инвестиций в инфраструктуру в Азии и не только, благодаря чему произойдет расширение торговли и инвестиций до Европы по новому наземному маршруту и до Ближнего Востока и Средиземноморья — по морю.

Вселяет надежду

На первый взгляд все выглядит привлекательно, отмечает Вуттке. Потребности Азии в финансировании весьма обширны.

Ворота в Пекине, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Китайским чиновникам нужно пересмотреть подход к Центральной Азии

Укрепление связей внутри региона может способствовать ускорению роста и экономической интеграции.

Пекин успешно борется с терроризмом в некоторых соседних исламских государствах в надежде на то, что расширение торговли и инвестиций создаст рабочие места и стабильность.

Однако на сегодняшний день, к сожалению, это не практичный инвестиционный план, а лишь глобальное политическое видение.

Заблуждение

Некоторые китайские чиновники считают, что новый Шелковый путь может положить конец хронической избыточной производительности в промышленности многих стран, создавая новые возможности для экспорта их продукции. Но это заблуждение, подчеркивает председатель Торговой палаты ЕС по КНР.

Он поясняет, что избыточная производительная мощность в таких отраслях промышленности, как сталеплавильная, слишком велика на соседних рынках. Цемент и стекло не могут быть экономически экспортированы на большие расстояния, а на нестабильных рынках с высоким риском, таких как Пакистан и республики Центральной Азии, существует опасность, что вложения не оправдаются и проекты могут обернуться настоящим провалом.

В студии радио Sputnik, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Эксперт: Китай пытается поставлять Таджикистану бросовые товары

ЕС и Китай

Китай как направление для зарубежных инвестиций не раскрывает всего своего потенциала, подчеркивает в своей статье Вуттке.

Глобальная политическая стратегия, которая заключается в планах строительства нового Шелкового пути, не решает многочисленные ежедневные проблемы и препятствия, с которыми бизнес ЕС сталкивается в Китае.

Так как Пекин стремится развивать цепочку создания стоимости в целом ряде видов промышленности, эти основные проблемы наносят одинаковый вред как китайскому, так и европейскому бизнесу.

Поэтому пока европейский бизнес поддерживает стратегию "Один пояс — один путь", компании обеспокоены тем, что в ближайшие десять лет эту инициативу будут вспоминать как "Один пояс — одна засада": растрата ресурсов, которая слишком тесно связана с проблемными и неэффективными государственными предприятиями, тогда как ловкие китайские предприниматели и европейский частный капитал могли использоваться гораздо выгоднее.

Председатель Торговой палаты ЕС по КНР Йорг Вуттке выражает надежду, что обстоятельства все же сложатся по-другому.

А для того, чтобы это осуществилось, на предстоящем форуме необходимо будет пересмотреть инициативу.

Однако когда решения в бизнесе обусловлены политическим диктатом, а не рыночными силами, всегда сохраняются высокие риски разочарования, подчеркивает Вуттке.

Лента новостей
0