ДУШАНБЕ, 14 июн — Sputnik, Иззат Латиф. В Таджикистане верят в Бога, но, как говорится, для самозащиты все средства хороши, и население прибегает даже к самым странным способам, чтобы обезопасить себя и семью от сглаза и невезения.
Несмотря на запрет официальных властей (по закону колдунов и гадалок в Таджикистане ожидает наказание — до семи лет тюрьмы, ред.) и духовенства, народ любит пользоваться нетрадиционными средствами против сглаза, невезения, жизненных неурядиц, несчастной любви или болезни.
Они ходят к гадалкам, ворожеям, предлагающим сомнительным путем решить проблемы безбрачия, вернуть любимого, привлечь удачу, решить проблемы бизнеса, устранить конкурентов.
Черный петух, талисман и карты
Тратя большие деньги из семейного бюджета, люди становятся заложниками своего невежества и подчас бессовестных шарлатанов, так и не получая желаемого взамен.
"Что только я ни делала. И какую-то дурман-траву пила, и на себя ее цепляла, и всякие заговоры исполняла, и колдовство над ним совершала, но он все равно на меня не смотрит", — рассказывает 20-летняя Сафина Усмонова.
При этом девушка не отчаивается и твердо верит — все "будет по-моему".
"Моей соседке Мунире помогла одна женщина, она на картах гадает. Велела ей принести черного петуха и провела над ней какой-то тайный обряд, и это помогло", — воодушевленно рассказывает она.
У бизнесмена Сорбона Азимова есть своя точка на Корвоне, он продает мужскую обувь. По его мнению, любому предпринимателю нужно что-то сделать, чтобы дорога в бизнесе была открыта.
"Мушкилкушо (избавление от трудностей, привлечение удачи в свое дело — ред.) на базаре делают все, в нашем деле без этого нельзя. Это обязательно, если хочешь открыть себе дорогу, нужно чтобы тебе в твоем деле помогли высшие силы. Очень много конкурентов, поэтому надо приобрести тумор (талисман)", — объясняет он.
Мужчина отказывается назвать имя человека, который ему помог, говоря, что тот не любит, чтобы его имя называли.
"У него и так много клиентов, это секрет фирмы", — улыбается Сорбон.
А вот мать троих детей Манзура Самадова, кажется, отчаялась найти "потустороннюю" помощь.
"Мой муж решил взять вторую жену. Я была против, это унижает мое человеческое достоинство. Как только я его ни убеждала и ни просила. Я ему и Кораном грозила, и самоубийством, но он настоял на своем. Я и к муллам ходила, и к гадалкам, и к ворожеям, использовала и черную и белую магию. Когда человек в беде, он не гнушается ничем. Столько денег потратила, и все равно не помогло. Мой муж женился во второй раз и теперь живет на две семьи. Хотела уйти от него, но куда пойду с тремя детьми, не имея никакой профессии", — огорченно говорит она.
У столичного врача Камола Садриддинова свой взгляд на пристрастие клиентов к магии.
"Все, кто заболел, пользуются услугами мулл, колдунов и даже сами врачи, если у них заболели родные, прибегают к этому. Пациент лежит в больнице, мы ему назначаем лечение, но родные приносят туморы (талисманы) заговоренное питье, всякие снадобья, сделанные руками колдунов и ворожей. Ладно бы непросвещенный человек, который слаб в своем незнании, верит всему, что говорят шарлатаны, но человек разумный, с высшим образованием тоже время от времени обращается за помощью к ним", — удивлено рассказывает он.
Многие духовные лица категорически против вмешательства любой магии в человеческую судьбу. Так, по словам богослова Домулло Саида, в любой жизненной ситуации человек должен просить помощи и сил у Бога.
"Если ты истинно верующий, тебе помогут молитвы, обращение к Богу. И испытание, через которое ты проходишь, это твой жизненный путь и послан тебе свыше. Искренне верующему нужно пройти свой путь достойно без всяких попыток повлиять на свое настоящее, будущее и использовать черную магию. Не для этого Господь наделил человека правом выбора, и он волен сам изменить свою жизнь, если поверит в силу Господа, в силу человеческого духа", — наставляет богослов.