ДУШАНБЕ, 14 июн — Sputnik. Пользователи социальных сетей поделились своими историями с организаторами акции "Таджики и узбеки — братья навеки" Sputnik Узбекистан и Таджикистан.
Татьяна Молчанова из Таджикистана рассказала о своей семейной жизни с гражданином Узбекистана.
Татьяна родилась в таджикистанском городе Ленинабаде, который сейчас называется Худжанд.
"В 2003 году я жила в Худжанде и устроилась на производство бухгалтером. На этом текстильном предприятии работал мой нынешний муж начальником цеха. Они были командированы в Таджикистан из Узбекистана", — рассказала женщина.
Татьяна вспоминает, что сотрудники предприятия работали дружно, всегда помогали советом, угощали друг друга обедами. По словам женщины, на предприятии было не очень много сотрудников, но работали все дружно, всегда помогали советом, могли поделиться обедом.
В 2003 году молодые люди подали документы в ЗАГС.
"После этого пришлось нам пройти много трудностей вместе. Как закончилась виза моего мужа, ему пришлось уехать, и я осталась в Таджикистане ждать приглашения на въезд в Узбекистан. Восемь месяцев готовились документы мои перед тем, как я впервые приехала в Ташкент", — поделилась Молчанова.
За время разлуки молодожены постоянно общались по телефону, встречались на границе, на нейтральной территории.
"Было тяжело, но мой муж меня постоянно успокаивал, и я старалась преодолевать все, что приходилось пройти нам вместе с ним", — добавила женщина.
После переезда в Ташкент Татьяне пришлось столкнуться с трудностями в поиске работы без постоянной прописки.
"Это тяжелое время осталось в памяти моей надолго. Я подрабатывала в кафе, делала ремонты в подъездах жилых домов. И в 2006 году мне дали вид на жительство в Узбекистане. Радости не были границ. Я получила прописку, а значит, могла устроиться на постоянную работу. С этого времени немного в нашей жизни стало налаживаться", — рассказала Молчанова.
Однако узбекское гражданство Татьяна так и не получила, у нее есть только вид на жительство. Но супруги живут счастливо вот уже четырнадцатый год и лишь иногда вспоминают то время, когда хотелось все бросить и уехать далеко.
"Мы шли вперед, преодолевая трудности", — отметила героиня.
В Худжанде остались родные Татьяны Молчановой, периодически она их навещает. Имея гражданство Таджикистана и вид на жительство в Узбекистане, ее без проблем пропускают пограничники обоих государств.
Женщина отмечает с грустью, что политика влияет на близкие отношения людей.
"В Худжанде, где я родилась и жила долгое время, мы не задумывались, к какой нации относится твой друг", — вспоминает Татьяна.
Там всегда проживали много таджиков и узбеков. И Татьяна знает такие семьи, где отец таджик, а мать узбечка, и они живут вместе всю жизнь, имея общих детей.
"Думаю, что если мы, узбеки и таджики, меньше будем смотреть на то, что происходит в политике, а больше жить по совести, в мире, делая добрые дела, то наши народы продолжат называться братскими", — добавила она.
Татьяна Молчанова надеется и верит, что две страны в будущем или в настоящем наконец-то отменят визы и будут мирными соседями.
В настоящее время в Таджикистане, как это было и в советский период, не меняется тенденция к росту числа межнациональных браков.
Как отметила ранее таджикский социолог София Касымова, в первые годы советской власти межнациональные и межконфессиональные браки даже приветствовались и поощрялись властями, тем более что в своем большинстве таджики интернациональным бракам не препятствовали.
Первая большая волна межнациональных браков в Таджикистане пришлась на вторую половину 40-х годов XX века. В Таджикистан возвращались десятки тысяч участников Великой Отечественной Войны и участников трудового фронта.
Вторая и тоже довольно существенная волна межнациональных браков была отмечена в 50-60-е годы минувшего века, когда направленные на учебу в крупнейшие города России таджикские студенты женились на россиянках. Особенно заметно это было в среде крупных советских партийных и хозяйственных работников Таджикистана — у значительной их части жены были русскими.
Молодым людям можно было верить — в начале 2000-х, когда трудовая миграция из Таджикистана год от года росла, в стране начался тревожный, по мнению демографов, процесс. Массовый выезд молодых мужчин на заработки в значительной степени осложнил процессы создания семей — в 2010 году примерно полмиллиона молодых девушек республики испытывали сложности в поиске спутника жизни. Тем временем в России заметно росло число межнациональных браков таджиков с россиянками — законных и гражданских.
Точной статистики межнациональных браков таджиков на территории России нет. Тем не менее, по экспертным оценкам, среди нескольких сот тысяч граждан Таджикистана, получивших после 2000 года российское гражданство, до настоящего времени от 40 до 60 тысяч таджиков заключили браки с россиянками.
К 2013 году ситуация настолько осложнилась, что депутат таджикского парламента Саодат Амиршоева заявила, что религиозно-смешанные браки могут разрушить генофонд таджикской нации.
Но браки в России и в таджикских диаспорах за рубежом продолжают заключать не только таджики-мужчины. За последние 15 — 20 лет демографы отмечают рост числа таджичек, вступающих в браки с иностранцами, причем не только из азиатских стран, но и из стран Европы и Америки.
По мнению известного таджикского ученого Рахмона Ульмасова, к смешанным бракам таджиков с иностранцами нужно относиться спокойно и с пониманием.