ДУШАНБЕ, 15 июн — Sputnik, Рубен Гарсия. Власти Таджикистана и Туркменистана менее чем за прошедшую неделю продемонстрировали, что время отстраненного нейтралитета в отношениях между двумя странами подходит к концу.
В минувший понедельник, 12 июня, в Международном аэропорту Душанбе приземлился самолет "Туркменских авиалиний", совершивший пробный полет между столицами двух стран.
Тогда же Душанбе посетила делегация Союза промышленников и предпринимателей Туркменистана с целью ознакомления с инвестиционными проектами республики.
А буквально за день до этого, министр внутренних дел РТ Рамазон Рахимзода встретился в Ашхабаде со своим туркменским коллегой Исгендером Муликовым, договорившись об обмене оперативной информацией и борьбе с транснациональной организованной преступностью.
Вопрос, с чем связаны подобные действия властей двух государств?
"Думаю, что толчком послужило наличие объективной необходимости развития экономики. В советский период степень взаимозависимости республик была достаточно высокая, и разрушение этой системы привело к тяжелым экономическим последствиям. А полностью компенсировать этот разрыв связями с общемировым рынком не удается до сих пор", — отмечает директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев.
Действительно, в последнее время Туркменистан, со времен обретения независимости придерживавшийся демонстративной политики изоляции и самообеспечения, стал активно искать экономической поддержки за рубежом.
Причина этого проста — запасы денег в государственной казне стремительно тают. Затянувшийся экономический кризис и падение цен на сырьевые ресурсы больно ударили по бюджету Туркменистана, вынудив правительство экономить на всем, что можно, даже на собственных гражданах.
Так, на прошлой неделе президент страны Гурбангулы Бердымухамедов поручил подготовить предложения по аннулированию всех льгот для жителей. Отметим, до сих пор туркмены имели право получать бесплатные 50 кубометров газа, 250 литров воды в день, 35 киловатт-часов электричества, а до 2014 года автомобилисты получали еще и 120 литров бензина в месяц.
Такие меры, по мнению экспертов, рассчитаны не только на экономию ресурсов, но и на демонстрацию мировым финансовым структурам ухудшающегося положения Туркменистана, а значит, и необходимости выделения спасительных кредитов.
И именно угроза былому благополучию государства убедила туркменов в необходимости вновь подружиться с соседями по Центрально-Азиатскому региону.
"Здесь видна определенная тенденция на сближение, а не какие-то разовые точечные решения. Уровень жизни населения в странах довольно низкий, темпы развития экономики тоже. А выходов на мировой рынок не так много. Поэтому сильная регионализация, совместный поиск возможностей для создания бизнеса — один из немногих путей для достижения экономического развития", — пояснил Sputnik Таджикистан руководитель аналитической группы Института востоковедения РАН Станислав Притчин.
По его мнению, важным сигналом для сближения Ашхабада и Душанбе стала политика их общего соседа Узбекистана. Там после смены руководства, очевидно, решили, что демонстрация собственной исключительности, свойственная в той или иной степени руководству почти всех стран Центральной Азии — не самый лучший способ наполнить худосочный бюджет.
И вскоре в РУз стали создавать более свободные условия для бизнеса, привлекать зарубежные кредиты и заявили о готовности налаживать отношения с партнерами по региону.
"Свою позитивную роль сыграло то, как меняет себя Узбекистан. Все обратили внимание на то, как Мирзиёев выстраивает отношения в ЦА и за ее пределами. Это стало для остальных стран региона примером того, насколько дружба с соседями выгодна для собственного экономического развития", — отметил Станислав Притчин.
Наиболее актуальным и убедительным примером изменения торгово-дипломатической политики во всем регионе является встреча глав энергетических ведомств центральноазиатских стран 16 мая в Астане.
Тогда участники встречи обсуждали восстановление "энергокольца" — единой энергосистемы, которая связывает в общую сеть электрическую инфраструктуру каждого государства в ЦА.
Напомним, энергокольцо было окончательно сформировано в 1997 году, хотя разрабатывалась еще с 1991 года. В него вошли Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Южный Казахстан (северная часть страны была связана с российскими сетями).
В 2003 году его покинул Туркменистан, решив, что способен полностью автономно обеспечивать себя электричеством. Затем в 2009 году официальный Ташкент также принял решение покинуть энергосистему, посчитав ее недостаточно выгодной для себя.
В свою очередь Таджикистан, отрезанный от остальных сетей региона, стал осуществлять проект CASA-1000 по строительству линии электропередачи общей протяженностью более 1200 километров.