ДУШАНБЕ, 27 июн — Sputnik. Директор лаборатории переговоров и профессор кафедры практической дипломатии Университета мировой экономики и дипломатии Алишер Файзуллаев, рассказал об успехах внешней политики Узбекистана, сообщает агентство новостей Podrobno.uz.
После прихода Шавката Мирзиёева на пост президента внешняя политика Узбекистана стала более динамичной, а сама страна ставит задачи, которые отвечают ее интересам, считает Алишер Файзуллаев.
За неполные полгода Узбекистан заметно активизировал свою деятельность на международной арене. Принятая стратегия развития на 2017-2021 годы по пяти приоритетным направлениям уже начала приносить свои плоды.
Многовекторная политика
"Мы сейчас видим, что внешняя политика Узбекистана приобрела динамичность. Это даже доказывать не надо. Есть разные векторы, которые мы очень четко видим", – подчеркнул Файзуллаев.
Один из самых главных – региональный вектор. Узбекистан стал больше уделять внимания своим соседям, что очень правильно и "фундаментально важно", считает эксперт.
Второй вектор, который выделяет Файзуллаев – это формат многостороннего сотрудничества. По его словам, в мире складывается четкая тенденция: появляется очень много проблем, которые невозможно решить на двустороннем уровне. Это проблемы, связанные с экологией, терроризмом, международным торговым режимом и другие.
"Даже самые мощные государства не могут решить эти проблемы на двустороннем уровне. Здесь востребовано международное сотрудничество. Вместе с тем такая дипломатия требует особого подхода, высокого уровня профессионализма, а это намного более сложный вид международной деятельности", – сказал Файзуллаев.
Эксперт выразил удовлетворение, что власти Узбекистана стали больше обращать внимания на сотрудничество.
"Если вы заметили, в стратегии развития есть слово "сотрудничество". Узбекистан стал уделять больше времени сотрудничеству. Важно это в плане конкурентоспособности. Когда ты сотрудничаешь, ты конкурентоспособен. Когда становишься более конкурентоспособным, у тебя появляется больше друзей. Это взаимосвязанная вещь", – сказал дипломат со стажем.
Эксперт отметил, что коалиции и союзы государств добиваются большего в международной политике, а для их создания требуется многосторонняя дипломатия и сотрудничество.
Многостороннее сотрудничество требует очень много навыков и умений, для этого необходимы опытные кадры.
"Одна страна – небольшая сила, но несколько стран, когда создают коалиции, могут противостоять даже самым крупным. Нам нужно еще более серьезное внимание уделять подготовке таких кадров. Многосторонняя дипломатия требует нового уровня подготовки", – считает Файзуллаев.
Следующая особенность обновленной внешней политики – четкая постановка задач, которые отвечают интересам Узбекистана, способность выходит на международный уровень "более уверенными".
"Страна приобрела большую уверенность. Это замечательно", – добавил Файзуллаев.
Мягкая сила
По словам Файзуллаева, "мягкая сила" помогает государству иметь больше друзей, быть привлекательным и вместе с тем быть более конкурентоспособным.
"Мягкая сила" – это, прежде всего, культура, духовность, история, ценности.
"Можно быть экономически привлекательными, иметь большой экономический потенциал, но с точки зрения "мягкой силы" не очень-то привлекать. С такими государствами кто захочет иметь дело? Поэтому есть страны в мире, которые, может быть, не имеют очень больших, экономических возможностей, военной мощи, но тем не менее все их знают и уважают, стремятся иметь с ними дело", – отметил Файзуллаев.
Профессор считает, что в отношении культуры у Узбекистана есть "колоссальный потенциал".
"Если посмотреть, вообще мало стран в мире с таким потенциалом с точки зрения "мягкой силы", как Узбекистан. Я имею ввиду с точки зрения богатства культуры, истории, ценностей", – подчеркнул дипломат.
Об имидже
В стратегии развития есть очень важный момент. Нужно работать на усиление имиджа, привлекательности, репутации Узбекистана. Такая задача впервые ставится на таком стратегическом уровне. Это очень важно и правильно, считает директор лаборатории переговоров.
Все зависит не только от желания, но и от должного уровня профессионализма.
"В конце концов имидж страны и репутация зависят от дел, которые мы делаем. Вместе с тем это зависит от того, как мы себя позиционируем, общаемся, ведем диалог, пользуемся СМИ. Не только надо делать, но и показывать. Это тоже становится важной частью стратегии Узбекистана", – сказал Файзуллаев.
Эксперт заметил, что Узбекистан еще молодое государство, и за короткое время практически с нуля выстроить внешнеполитическую деятельность, создать министерство иностранных дел, представительство и готовить кадры – было непросто.
"Есть страны, которые имеют сотни лет опыта в международных отношениях. Если сравнивать с такими странами, то у нас другая картина. Но тем не менее мы за короткое время очень много сделали. Сейчас стоит задача выйти на новый уровень", – отметил Файзуллаев.
Напомним, международная конференция под эгидой ООН по проблемам безопасности и развития в Центральной Азии состоится в ноябре в Самарканде.
Министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов принял участие в "Диалоге высокого уровня между странами Центральной Азии и ООН по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН" в Ашхабаде. Во встрече приняли участие высокопоставленные представители внешнеполитических ведомств и контртеррористических структур Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана.
"В качестве важного вклада в осуществление контртеррористической стратегии планируем провести в Самарканде в ноябре совместно с ООН Международную конференцию высокого уровня по проблемам обеспечения безопасности и устойчивого развития в регионе", — сказал Камилов.
Он выразил надежду, что в конференции примут участие руководство ООН и министры иностранных дел стран Центральной Азии. По мнению главы МИД Узбекистана, большое значение в последнее время приобретает "масштабная и адресная разъяснительно-просветительская работа с использованием НПО, СМИ, телевидения, киноиндустрии, с привлечением деятелей культуры и искусства, цель которой состоит в создании атмосферы нетерпимости к любым формам проявления религиозного экстремизма".
Глава внешнеполитического ведомства отметил, что между странами Центральной Азии налажен механизм взаимодействия правоохранительных структур по противодействию терроризму и экстремизму. По его мнению, свой вклад в это взаимодействие может также внести региональный центр ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии (РЦПДЦА).
Глобальная контртеррористическая стратегия была принята Генеральной Ассамблеей ООН на основе консенсуса в 2006 году. По данным РЦПДЦА, региональный план действий по реализации стратегии был одобрен в 2011 году.