Со дня подписания Всеобщего соглашения об установлении мира и национального согласия, положившего конец гражданской войне в Таджикистане прошел ровно 21 год. И сегодня, 27 июня республика в очередной раз отмечает День национального единства, за которое таджикский народ заплатил очень высокую цену.
Причины и начало гражданской войны в Таджикистане
Глубинные причины и ход пятилетней гражданской войны уже исследованы многими учеными и экспертами разных стран, однако не все их взгляды на отдельные события совпадают. Тем не менее никто из исследователей не отрицает неоспоримый факт: воюющие стороны добровольно отказались от продолжения войны и пришли к пониманию необходимости договориться о мире.
Еще в конце 80-х, когда в Советском Союзе была объявлена перестройка и был разрешен плюрализм, в Таджикской ССР началось соперничество между политическими группами и региональными кланами.
Как Таджикистан отметит День национального единства- 2018
Соавтор книги "Политика компромисса. Мирный процесс в Таджикистане", известный таджикский историк Камолудин Абдуллаев пишет: "Десятилетия советского контроля привели к тому, что государство не обладало столь необходимыми механизмами регулирования стремительно нараставшей политической активности и плюрализма".
В 1990-м, вскоре после принятия Таджикистаном Декларации независимости, политическое соперничество, протекающее на фоне мирных митингов и демонстраций, стало приобретать все более жесткие формы. Правящая "ленинабадская" элита (выходцы из северной Ленинабадской, ныне Согдийской области Таджикистана) оказалась практически вытесненной из системы государственной власти, лидерство в которой перешло к выходцам из южного Кулябского региона.
Начиналось же война по большому счету так, как начинается большинство гражданских войн — с желания управлять страной без вмешательства политических конкурентов.
В мае 1992-го политическое соперничество переросло в открытый вооруженный конфликт. За короткий срок в военные действия, кроме правительственных вооруженных сил, были вовлечены гражданское население центральных и южных районов Таджикистана, Горного Каратегина, российские пограничники и военные остававшейся в Таджикистане российской 201-й дивизии. На стороне Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) воевали и иностранные граждане: афганские моджахеды, военные инструкторы и наемники из ряда других стран.
Он снимал молодого Рахмона и гражданскую войну: умер фотограф Аббас Атар
С сентября 1993-го решением Совета министров иностранных дел и обороны стран СНГ в войну вступили Коллективные миротворческие силы, состоявшие из 201-й дивизии и батальонов Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, в задачу которых входило разъединение воюющих сторон.
Шокирующие потери Таджикистана
Особенно тяжелые бои шли в Горном Каратегине. Людские потери воюющих сторон в самые напряженные периоды войны в районе населенных пунктов Гарм, Комсомолабад, Новобад, Тавильдара, где правительственным войскам противостояли силы главнокомандующего войсками ОТО Мирзо Зиеева, достигали двух — трех сотен погибших за сутки. Дно горных ущелий и рек и обочины дорог были в буквальном смысле усеяны подбитыми и сгоревшими автомобилями и бронетехникой.
Бои шли за контроль не только над кишлаками, районными центрами и перевалами, но и за столицу. Число погибших было настолько большим, что вблизи Душанбе экскаваторами отрывались рвы, в которые свозили и засыпали бульдозерами сотни убитых, включая детей.
Смерть, жестокость и мир: воспоминания о гражданской войне в Таджикистане
Как в любой гражданской войне, военные действия велись с особым ожесточением. Если число убитых и раненных в боях, которые ведут военные, имеет соотношение один убитый к трем раненым, то, когда воюет гражданское население, это соотношение прямо противоположно: трое убитых к одному раненому.
За 5 лет гражданской войны более 1 миллиона человек покинули страну, включая большинство (несколько сот тысяч) этнических таджиков. По разным оценкам, с 1992 по 1997 погибли от 130 до 160 тысяч человек — в основном мирное население. В числе погибших — Мухаммад Асими, более 20 лет возглавлявший Академию наук Таджикистана, ректор Таджикского медицинского института Юсуф Исхаки, генеральный прокурор республики Нурулло Хувайдуллоев, вице-премьер Моёншо Назаршоев. В ходе гражданской войны погибли и более 40 журналистов.
Страдания людей Таджикистана
Особенно остро мирное население, включая районы, где военные действия не велись, страдало от дефицита продовольствия. Второй по значимости проблемой были эпидемии инфекционных болезней. Число заболевших во время эпидемии брюшного тифа в 1996-1997 превысило 26 тысяч человек, а число умерших — больше 330 человек.
Печальная статистика войны назвала не менее шокирующие цифры: более 35 тысяч домов разрушено, более 25 тысяч женщин овдовели, сиротами стали 53 тысячи детей. Сумма материального ущерба превысила 10 миллиардов долларов — почти три годовых бюджета Таджикистана в 2016.
Сотни тысяч человек были спасены в Таджикистане от голода и болезней лишь благодаря гуманитарной помощи, поставляемой в Таджикистан Фондом главы исмаилитов всех стран Ага Хана IV.
Спасая людей, на территории Таджикистана работали международные организации — Миссия наблюдателей ООН в Таджикистане, Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, "Германская Агроакция", "Врачи без границ", Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), миссия ОБСЕ, Всемирная продовольственная рограмма (ВПП) ООН, Международная организация по миграции и ряд других. Гуманитарная помощь в значительных объемах шла по линии правительств России, стран СНГ, США, Германии, Японии, Франции, Швейцарии и других стран.
Гражданская война отразилась и на десятках тысяч этнических россиян, вынужденных покинуть Таджикистан. Потеря жилья, работы, имущества, потери родных и близких зачастую приводили к тяжелым последствиям в местах нового проживания в России — к крайней бедности, а нередко и к суицидам.
СК проверит "Матросскую тишину" после самоубийства таджикистанца
Путь к примирению и соавторы мира в Таджикистане
Уже в самом начале войны стороны предпринимали усилия договориться о временном прекращении боев, однако договариваться удавалось далеко не всегда — лишь по обмену пленными или телами погибших.
Начать всеобъемлющие переговоры о прекращении огня стороны смогли лишь в 1994-м. Велись они поочередно в Москве, Тегеране, Исламабаде, Астане и Ашхабаде. Параллельно стороны проводили консультации по отдельным локальным и военным вопросам.
Участник переговорного процесса, член Комиссии по национальному примирению, руководитель общественного фонда "Диалог цивилизаций" Иброхим Усмонов, все послевоенное время занимающийся вопросами войны и мира в Таджикистане, комментируя недавно издание своей новой книги "Савганди сулхофарини" ("Миротворческие клятвы") на основе официальных документов и документов личного архива, с уверенностью утверждает:
"Я считаю, что в День национального единства в стране мы должны говорить о заслугах и правительства, и бывшей оппозиции. И это будет справедливо. В книге я подчеркнул, что согласие в Таджикистане достигнуто благодаря плану президента Эмомали Рахмона по установлению мира в стране и поддержки этого плана оппозицией. Ведь именно так мы достигли мира и согласия в Таджикистане".
Бобохонов: идеологически война в Таджикистане закончилась лишь в 2015
Соавтором мирного плана президента Таджикистана, подписавшим вместе с Эмомали Рахмоном 27 июня 1997-го в Москве "Всеобщее Соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане" и ряд протоколов по политическим и военным вопросам, со стороны Объединенной таджикской оппозиции стал ее политический лидер Саид Абдулло Нури.
По свидетельству доктора исторических наук, директора Центра изучения Афганистана и региона Косимшо Искандарова, ныне покойные президент Афганистана Бурхануддин Раббани и известный в прошлом афганский полевой командир, министр обороны Афганистана Ахмад-Шах Масуд также содействовали достижению мира, уговаривая руководство ОТО идти на переговоры.
По воспоминаниям известного российского дипломата, занимавшего в 1990-е должность первого заместителя министра иностранных дел России Анатолия Адамишина, внесшего огромный личный вклад в мирный процесс в Таджикистане, опыт межтаджикского примирения в мировой дипломатической практике стал уникальным. Осознав, что война ведет к истощению нации и к разрушению государства, обе стороны пошли на взаимные уступки и разделили власть.
Особенный вес и силу Соглашению придало участие в подписании документов Специального представителя Генерального секретаря ООН в Таджикистане господина Герда Дитриха Меррема, министра иностранных дел России Евгения Примакова и министра иностранных дел Исламской Республики Иран Алиакбара Велояти.
Итоги гражданской войны в Таджикистане
Более чем пятилетняя, самая кровопролитная на постсоветском пространстве гражданская война отбросила независимый Таджикистан на несколько десятилетий. Наряду с решением стратегических целей — обеспечением энергетической и продовольственной безопасности, обеспечением работой растущего населения, сегодня, спустя 20 лет после завершения войны, республике все еще приходится преодолевать ее последствия.
К концу войны не менее 70 процентов населения находилось за чертой бедности, из которых значительная часть — в крайней бедности.
Почему Таджикистан признали самой бедной страной СНГ
Страна потеряла существенную часть интеллектуальной элиты — в эмиграции в десятках стран мира до сих пор живут покинувшие Таджикистан ученые, врачи, преподаватели вузов, квалифицированные инженеры и рабочие, люди искусства.
Практически все эмигрировавшие из Таджикистана обустроились в новых для себя странах, а большинство их потомков будут приезжать на родину отцов только как гости.
Вследствие войны и череды экономических кризисов, республика до сих пор не может предоставить работу значительной части трудоспособного населения, из которого порядка 1 миллиона человек работает в трудовой миграции в России.
Тем не менее потенциал экономики Таджикистана — огромен. Развитие гидроэнергетики, сельского хозяйства, добыча и переработка полезных ископаемых, туризм могут в достаточно короткие сроки преодолеть потери и последствия, вызванные гражданской войной Таджикистана. Однако гарантировать преодоление этих последствий можно лишь при двух равнозначных условиях — при разумном государственном управлении и мире.