Ученые нашли микроба "малоешку": грозит ли он Таджикистану

© Sputnik / Максим Богодвид / Перейти в фотобанкСтакан воды, архивное фото
Стакан воды, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые США обнаружили микроба, предпочитающего в пищу водород и серу - самое невыгодное с точки зрения выхода энергии соединение

ДУШАНБЕ, 4 июл — Sputnik. Биологи обнаружили в горячих источниках Йеллоустона в США очень необычного микроба, который предпочитает низкокалорийную пищу и хорошо размножается в отсутствии богатой энергией пищи.

Ученых привел в недоумение тот факт, что бактерия Acidianus, обитающая в источниках богатых серой, водородом, и железом, предпочитает в пищу такое сочетание микроэлементов, которое дает минимальное количество энергии, сообщает РИА Новости со ссылкой на Nature Geoscience.

"Когда мы извлекли Acidianus из вод одного из ручьев Йеллоустонского парка, мы предложили им три вида пищи: водород и серу, водород и железо, а также железо и серу. К нашему удивлению, микробы лучше всего росли на самом бедном источнике энергии и хуже всего – на самом богатом", — рассказал ученый.

Бактерии могли использовать все три вещества, но предпочли водород и серу, реакция между которыми производит меньше всего энергии. Это означает, что Acidianus добровольно отказывались от более богатой пищи.

Данное открытие заставляет пересмотреть ранее бытовавшие представления о более предпочтительных местах обитания жизни в экстремальных условиях и о том, как и где стоит искать следы внеземной и экзотической жизни на нашей планете, считают ученые.

Озера и гейзеры в жерле Йеллоустонского супервулкана на западе США — одна из самых экстремальных и причудливых сред обитания на Земле, в которой живут крайне необычные микроорганизмы, способные выдерживать огромные дозы радиации, тепла, питаться серой и жить в почти чистой кислоте.

Андрей Захватов, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Эксперт: курорты Таджикистана - золотое дно для бюджета республики

Изучение таких микроорганизмов поможет понять, насколько велики шансы на зарождение и существование жизни за пределами Земли, и в каких условиях она может быть обнаружена. Некоторые микробы, найденные в подобных экстремальных уголках Земли, в принципе могли бы выживать и размножаться в глубинных слоях почвы Марса или в водах лун Сатурна или Юпитера.

В Таджикистане существуют геотермальные источники, богатые серой и водородом, и по своим показателям схожие с горячими водами Йеллоустонского парка. Так, в Ишкашимском районе Горно-Бадахшанской автономной области расположен горячий источник Гарм-Чашма.