Президент Афганистана Ашраф Гани на встрече с представителями стран-участниц проекта CASA-1000 в Душанбе выразил мысль, что соседние Туркменистан и Узбекистан могли бы также присоединиться к CASA-1000.
Выгодно ли такое сотрудничество странам, Sputnik Таджикистан прокомментировал эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии Александр Князев.
"Дело в том, что гипотетическое направление с севера на юг (Кыргызстан — Таджикистан — Афганистан — Пакистан — Индия), что подразумевается проектом CASA-1000, является конкурентным по отношению к другим проектам, да и вообще к интересам энергоэкспорта Узбекистана и особенно Туркменистана", — пояснил политолог.
Князев напомнил, что существует параллельный энергопроект по поставкам электроэнергии из тепловых станций Туркменистана и Узбекистана в Афганистан, а затем в Пакистан и Индию.
Оба государства — и Узбекистан, и Туркменистан, — являются крупными производителями тепловой энергии, а соответственно прямыми конкурентами Таджикистана и Кыргызстана. Кроме этого, по мнению эксперта, проекты Узбекистана и Туркменистана являются более простыми в осуществлении, чем масштабный CASA-1000.
Дело в том, что тепловая энергетика в отличие от гидро не зависит от сезона и вырабатывается круглогодично.
"Поэтому для потребителей Афганистана, Пакистана и Индии всегда будет предпочтительнее тепловая энергетика Узбекистана и Туркменистана. Поэтому, я не думаю, что кто-то из них проявит интерес", — сказал Князев.
Политолог пояснил, что в привлечении еще двух стран в проект CASA-1000 заинтересован Афганистан.
"Афганистану и то и другое было бы интересно, поскольку он является в данном случае отчасти транзитной, отчасти потребляющей территорией", — добавил Князев.