ДУШАНБЕ, 14 июл — Sputnik. Многоженство среди трудовых мигрантов явление нередкое — можно встретить почти в каждом городе и селении Узбекистана.
О том, насколько непроста жизнь одинокой матери в Узбекистане, пишет ИноСМИ со ссылкой на EurasiaNet.
Предательство
Джалил Буриев уехал из Узбекистана в Россию 20 лет назад, когда ему было всего 18. Сначала он работал лесорубом в Хакасии и неплохо зарабатывал. Через четыре года после отъезда он вернулся домой и женился на Санобар, девушке из его селения в Кашкадарьинской области на юго-востоке Узбекистана.
Обзаведясь семьей, Буриев продолжал проводить большую часть времени в Хакасии, где через 10 лет женился на местной женщине по имени Илона. Санобар, у которой с ним уже было две дочери, вынужденно дала согласие на второй брак мужа.
"А что мне было делать? Мой муж работает там уже 20 лет и приезжает домой только раз в два года. Никогда не думала, что он меня так предаст. Я ходила к имаму за советом. Он сказал, что если мужчина способен содержать две семьи, то он вправе взять вторую жену", — сказала Санобар.
В этом году Буриев вернулся в родное селение со своей хакасской женой и их шестилетней дочерью. "Я решил познакомить Илону с родителями и, конечно, Санобар. Мои жены нашли общий язык, и Санобар приняла мою российскую дочь, как свою", — сказал он.
Илона сначала боялась ехать в Узбекистан, но затем поддалась настоятельным уговорам родственников мужа. "Беспокойство и страх ушли, когда я познакомилась с Санобар и родителями мужа. До замужества я приняла ислам и начала учить узбекский язык. Джалил очень заботливый муж. Он не пьет и хорошо зарабатывает. У нас большой дом в Абакане, и я счастлива", — сказала Илона.
Тайный брак
Нодир Зафаров из Намангана, где у него остались жена и сын, восемь лет назад открыл узбекскую пекарню в казахстанском городе Алматы, после чего стал реже ездить домой.
"Как-то в Алмате я встретил Сабину. У нее парикмахерская рядом с нашей пекарней. Она — уйгурка. Сначала мы дружили, а потом решили пожениться, совершив исламский (брачный) обряд никах", — сказал Зафаров.
Но, как объяснил Зафаров, если его первая жена узнает, то он будет вынужден незамедлительно вернуться домой. Так что сейчас он держит свой второй брак в тайне.
Только не домой
Работающий таксистом в Москве 34-летний Азиз Нуруллаев очень хочет забыть о своей жене и дочери в Узбекистане. Он женился на русской женщине, с которой у него два сына, и не возвращался в Узбекистан уже пять лет.
Нуруллаев отказался поведать подробности своей истории, но сказал, что твердо намерен остаться в России навсегда.
Нет ЗАГСа — наказан
Ранее президент республики Шавкат Мирзиёев сообщил, что в настоящее время разрабатываются поправки в законодательство, предусматривающие уголовное наказание для имамов, проводящих никах без соответствующих документов ЗАГСа.
"Уважаемые имам-хатибы, вы осознаете, какие несчастья и проблемы вы приносите обществу, когда читаете никах различным богачам, не проверяя документ со стороны органов записи актов гражданского состояния?" — обратился он к священнослужителям.
Глава государства отметил, что зачастую дети, которые рождаются в таких браках, не могут себя чувствовать полноценными членами общества, испытывают проблемы во время приема в детсады, школы, в вопросах прав на наследство.
В Узбекистане для мужчин установлен брачный возраст с 18 лет, для женщин — с 17 лет. С 1 мая 2013 года Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодекс Узбекистана дополнены статьями, предусматривающими ответственность за нарушение законодательства о брачном возрасте. В частности, за это правонарушение предусмотрены крупные штрафы или исправительные работы сроком до трех лет.
Ранее в Узбекистане среди молодежи был проведен соцопрос, в результате которого был определен идеальный для молодых людей возраст вступления в брак, а также желаемое количество детей и отношение к браку и семье в целом.
Независимые эксперты, политолог Бахтиёр Эргашев и кандидат социологических наук Азамат Сейитов провели социологическое исследование молодежи Узбекистана, дав заключение по данному анализу в монографии под названием "Молодежь Центральной Азии. Узбекистан". Молодым людям в возрасте от 14 до 29 лет было задано несколько вопросов.
На вопрос, как вы видите себя в будущем, подавляющее большинство (76%) ответили: в браке и с семьей. 12% сказали, что живут с партнером, и лишь 2% опрошенных заявили, что готовы жить без партнера, но с ребенком (детьми).