Зачем в Таджикистане повышают цены на орошение земель

© SputnikРека Варзоб в Таджикистане, архивное фото
Река Варзоб в Таджикистане, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Затраты на водозабор из рек и последующую перекачку воды на сельскохозяйственные земли обходятся Таджикистану в очень крупную сумму. Плата фермеров за воду никак не покрывает затраты по эксплуатации оросительных систем

ДУШАНБЕ, 28 июл — Sputnik, Андрей Захватов. Планы Агентства мелиорации и ирригации Таджикистана увеличить тарифы на оросительную воду весьма огорчили водопользователей. 

Тем не менее при изучении проблематики становится понятно, что инициаторы повышения платы за воду правы.

Сезонное отключение воды, архивное фото - Sputnik Таджикистан
В Таджикистане вырастут тарифы на орошение сельхозугодий

Немного арифметики

Для обеспечения продовольственной безопасности Таджикистану требуется не менее 830 тысяч гектаров орошаемой пашни. Однако, согласно данным таджикского ученого Шарифа Ходжаева, по состоянию на начало 2015 года площадь орошаемых земель составляла лишь 753 тысячи гектаров.

Темпы роста населения Таджикистана превышают 2% в год, в связи с чем размер поливных площадей ежегодно сокращается и уже составляет критическую величину, равную 0,09 гектара на одного жителя.

Главной технической культурой, хлопчатником, в республике занято порядка 190 тысяч гектаров и в течение вегетационного периода каждый гектар требует при поверхностном поливе от 7 до 10 тысяч кубических метров оросительной воды. 

Водопроводный кран, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Всемирный банк поможет улучшить качество питьевой воды в Душанбе
Результат умножения 190.000 гектаров на 7.000 кубометров воды дает колоссальную цифру — 1 миллиард 330 миллионов кубометров. Это значит, что только лишь для полива хлопчатника Агентству мелиорации и ирригации Таджикистана требуется обеспечить водозабор из рек и транспортировку на поля не менее 1,3 кубических километра воды.

Умножив полученный объем воды на существующую плату 1,5 дирама за один кубометр, получаем 19 миллионов 950 тысяч сомони — мизерную в масштабах республики сумму, эквивалентную 2,27 миллиона долларов, которую и близко невозможно сопоставить с затратами по эксплуатации оросительных систем.

Такие же ничтожно малые суммы за оросительную воду получает Агентство мелиорации и ирригации и за обеспечение водой хозяйств, выращивающих продовольственные культуры.

Экскурс истории

В конце 80-х годов минувшего века, когда годовой бюджет Минводхоза СССР среди союзных министерств прочно занимал второе место после бюджета Министерства обороны, площади ввода а эксплуатацию орошаемых земель в Таджикистане на душу населения намного превышали показатели России и других союзных республик.

Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Грозин: В ЦА наметилось негласное разделение стран на два "водных" блока

Мелиоративные системы в советский период проектировались, строились и реконструировались в республике повсеместно — в долинных и  горных районах, включая Горный Бадахшан. Основной прирост орошаемых земель в десятки тысяч гектаров был достигнут в Яванской и Дангаринской долинах, куда вода Вахша пришла по уникальным гидротехническим туннелям.

Строительство и эксплуатация ирригационных систем велись силами крупных строительных организаций, управлений оросительных систем и управлений машинного орошения. В республике была построена и введена в эксплуатацию сеть насосных станций машинного водоподъема, позволивших подать воду на многие тысячи гектаров, куда воду невозможно было доставить самотеком.

Численность проектировщиков и ученых, работавших в сфере ирригации, превышала 2 тысячи человек. Высочайший профессионализм таджикские мелиораторы продемонстрировали и в Российской Федерации, где в 80-х годах в рамках всесоюзного проекта освоения Нечерноземья за счет бюджета Таджикистана в Мариинско-Посадском районе Чувашии была построена крупная оросительная система с водозабором плавучей насосной станции из Куйбышевского водохранилища на Волге.

Развитие прервала война

Распад СССР и гражданская война в Таджикистане 1992—1997 годов причинили независимому Таджикистану огромный ущерб. Эффективность созданной в советский период системы управления водными ресурсами республики резко снизилась. По различным причинам к 2014 году из-за ухудшения мелиоративного состояния порядка 56 тысяч гектаров выпали из севооборота и не использовались.

Строительство ГЭС. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
СМИ: каскад ГЭС в Пяндже обеспечит орошение 2 млн гектаров земли

С 2010 года, когда в Таджикистане была принята программа по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель, динамика мелиоративного состояния почв несколько улучшилась. Однако темпы проведения специальных мелиоративных мероприятий составляли лишь около 10 тысяч гектаров в год, и негативную тенденцию выбытия плодородных земель из севооборота полностью преодолеть не удалось.

Если построенная до конца 80-х годов на площади более 320 тысяч гектаров коллекторно-дренажная сеть поддерживала плодородие почвы в приемлемом состоянии, то из-за отсутствия средств на очистку 1500 километров дренажной сети и сверхнормативных поливов площадь орошаемой пашни, засоленных земель к настоящему времени составила порядка 100 тысяч гектаров. Ежегодный недобор урожая хлопка-сырца на этих землях составляет не менее 100 тысяч тонн.

По оценкам экспертов, в годы гражданской войны и вплоть до 2004 года на поддержание работоспособности мелиоративных систем Таджикистана ежегодно затрачивалось не более 10% от нормативов. Финансовых ресурсов не хватает и сегодня. Серьезных затрат на ремонт и восстановление требуют более чем 320 водозаборных сооружений и вододелителей, а также десятки насосных станций. 

Особую озабоченность вызывает износ металлических напорных трубопроводов, работающих под давлением высоконапорных насосных станций, степень износа которых после 40 лет эксплуатации превышает 60%.

Водопроводный кран, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Трагедия оставила душанбинцев без воды: трое суток ищут утонувшую девочку

К заметному улучшению ситуации в водном хозяйстве Таджикистана не привела и земельная реформа, в результате которой были созданы тысячи мелких дехканских хозяйств, не способных содержать водораспределительные сооружения и вести очистку межхозяйственной оросительной и сбросной сети.

Несмотря на финансирование организациями и странами-донорами отдельных проектов по восстановлению оросительных систем и систем водоснабжения, ситуация в использовании оросительной воды все еще далека от нормальной.

Решит ли проблемы рост тарифов за воду?

Как известно, самая высокая оплата за услуги по подаче воды в Таджикистане приходится на промышленное и коммунальное (питьевое) водоснабжение.

Население республики платит за кубометр питьевой воды от 62 до 83 дирамов, что в 40 — 55 раз больше, чем платят за оросительную воду водопользователи в сельском хозяйстве.

Однако согласно расчетам ГУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" Таджикистана, даже этот, сверхвысокий на первый взгляд тариф не обеспечивает покрытие эксплуатационных затрат, и в абсолютном выражении он примерно в 3 раза ниже реальных затрат на водоснабжение.

Водопроводный кран, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Жители Душанбе бьют тревогу: местная вода непригодна для питья

Еще больший разрыв сложился между тарифами на оросительную воду и реальными затратами водохозяйственных организаций, которым на поддержание мелиоративных систем в нормальном состоянии ежегодно Таджикистану требуются десятки миллионов долларов. Поэтому, даже будучи увеличенными в разы, сегодняшние тарифы на воду затраты на доставку воды землепользователям не покроют и проблему не решат.

О чем говорит мировой опыт

Мировая практика установления тарифов для пользователей оросительной воды чрезвычайно разнообразна, и универсальных рекомендаций для определения величины тарифа нет.

В состав платы за воду разным категориям водопользователей во всех странах входит часть затрат, связанных с водозабором и транспортировкой воды потребителям, однако бремя 100% оплаты водопользователи, сельхозпроизводители ни в одной стране не несут.

Крупные проекты строительства, реконструкции и эксплуатации мелиоративных систем осуществляются преимущественно за счет госбюджетных ресурсов и лишь в отдельных случаях — при долевом участии средств местных бюджетов и водопользователей. 

Средний тариф за один кубический метр воды для систем водоснабжения в развитых странах меняется в довольно широком диапазоне. Самая высокая в мире плата за воду — в Германии, где промышленные предприятия платят за один кубический метр воды около 2 евро.

Министр иностранных дел Венгрии Сийярто Петер - Sputnik Таджикистан
Глава МИД Венгрии: Будапешт предоставит РТ €38 млн на водную инициативу

Во Франции —  1,2 евро, в США — примерно 50 евроцентов. Тарифы за воду в Израиле составляют примерно 1 доллар за кубометр для хозяйственно-питьевых нужд и около 20 центов — на оросительную воду.

К чему придет Таджикистан?

Значительная часть площадей сельскохозяйственных угодий республики, куда подается оросительная вода, приватизированы, однако оросительно-дренажная сеть остается на балансе государственных структур. Коэффициент полезного действия ирригационных систем в целом по Таджикистану составляет немногим более 55%.

Преобладающим способом полива является поверхностный (бороздковый) полив, поэтому около половины воды теряется на испарение и фильтрацию, а финансовые ресурсы на водосберегающие технологии, такие как капельное орошение, в республике отсутствуют.

На частичную компенсацию денежных потерь было рассчитано введение в Таджикистане в 1996 году тарифов на оросительную воду, однако собираемость платежей не превышала 60%, а введение санкций к неплательщикам могло привести к падению объемов сельхозпродукции и к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Мало что изменило первое повышение тарифов, которое произошло в 2002 году, и второе — в 2008-м.

Водопроводный кран - Sputnik Таджикистан
Вода для жителей Таджикистана становится дорогим удовольствием

Естественно, чем богаче государственный бюджет, тем больше преференций и дотаций могут получить сельхозпроизводители. Так, например, минимальные розничные цены на свежее мясо при равном высоком качестве продукции в развитых странах отмечаются в Германии, где профицит годового бюджета (превышение доходов над расходами) в 2016 году достиг 23,7 миллиарда евро.

Законодатели ФРГ дотируют своих сельхозпроизводителей, направляя прибыли успешных предприятий промышленности в сельское хозяйство, поэтому сельская инфраструктура Германии мало чем отличается от городской, а сельхозпроизводители защищены государством от финансовых потрясений.

Однако для серьезных дотаций сельскому хозяйству и водопользователям Таджикистана нужны огромные деньги, которых у республики пока нет.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский