ДУШАНБЕ, 4 авг — Sputnik. На родину в Таджикистан из далекой Швеции на три недели приехал известный фотограф Ниссор Абдуразаков.
Он решил посетить родные края, чтобы поснимать таджиков. Побывав в гостях в Душанбе, портретист понял одно: таджикская столица меняется со скоростью света, и ее уже надо срочно архивировать — сохранять в фотографиях.
О своих впечатлениях после поездки Ниссор Абдуразаков рассказал в интервью Sputnik Таджикистан.
По приезду в родной город Ниссору на глаза в первую очередь попалась пустая земля, на которой совсем недавно красовалось старое советское здание театра имени Маяковского.
О том, что его сравняли с землей он, конечно, читал, сидя в Гетеборге, где работает и живет последние 20 лет. Но увидев своими глазами ровную землю со свежим газоном, у него все равно защемило сердце, ведь здание, которое напоминало ему доброе детство, стало прошлым.
"Теперь уже поздно. Очень жаль, что у меня нет хотя бы в архивах фотографий театра Маяковского, да и кинотеатра Джами, Главпочты, столичной мэрии, которых уже не существует. Мне жаль, что я не успел и не додумался в свое время запечатлеть их во всей красе. Ведь я портретист и собираю в основном лица. А теперь, полагаю, надо будет архивировать и здания, поскольку, как я понимаю, совсем скоро город будет не узнать", — говорит Ниссор.
За несколько дней своего пребывания в Душанбе он успел снять на фотоаппарат все советские жилые дома, которые еще остались по проспекту Рудаки, а также чайхану Рохат и Театр оперы и балета имени Айни.
Последнее, правда, правительство не планирует сносить, но, как говорит Ниссор, на всякий случай нужно и его сфотографировать, а вдруг в очередной визит и там будет пустая земля.
"Мои родители — руководители театра-студии Падида, которая находится рядом с главной чайханой города, тоже готовятся к сносу. Пока неизвестно, когда именно это произойдет, но я сохранил много кадров для своего архива с любимого места своих родителей. Ведь именно с этим местом связано много прекрасных дней, которые прошли в творении и творчестве", — рассказывает фотограф.
Если закрыть глаза на болезненный для многих процесс сносов, в принципе город, по мнению Ниссора, становится очень даже красивым. За несколько лет его отсутствия успели выстроить немало грандиозных многоэтажных зданий, которые превращают добрый старый Душанбе с громадными чинарами в модный и достаточно интересный по своей архитектуре город.
"Да и вообще, мне кажется, что жизнь стала лучше. Я за период своего визита ездил еще и в дальние кишлаки Таджикистана, куда добираться стало легче — дороги хорошие. И условия жизни людей совсем отличаются от прежних лет. Раньше, например, у сельчан были в основном не дома, а развалины. А сейчас смотрю, они могут себе позволить и двухэтажные дома и даже по несколько машин", — делится впечатлениями Ниссор Абдуразаков.
В Швецию фотограф вернулся с большим кейсом работ: теперь уже у него не только лица и природа Таджикистана, но и красивые здания страны, которые он планирует показать на очередных фотовыставках по Европе, где о таджиках и Таджикистане совсем недавно узнали только благодаря ему.