Ученые: Центральная Азия и древний Таджикистан - родина современных яблок

Яблони подверглись селекции относительно поздно, считают ученые. Это произошло примерно четыре тысячи лет назад. Исследователи из Корнеллского университета раскрыли реальную родину яблок

ДУШАНБЕ, 15 авг — Sputnik. Ученые выяснили, что родиной всех сортов современных яблок является Центральная Азия или горные районы на северо-западе Китая, сообщает журнал Nature Communications.

Яблоки распространились по Земле через Шелковый путь, заявили специалисты в журнале Nature Communications.

"Нам удалось сократить зону поиска предполагаемой родины яблок со всей Центральной Азии до небольшого уголка Казахстана и Китая у западных отрогов Тянь-Шаня. Кроме того, мы проследили за историей эволюции этого фрукта и его распространением на восток и на запад через Шелковый путь и обнаружили, что облик и вкус яблок менялся на каждом шаге этого долгого путешествия", — пояснил Чжанцзюнь Фэй (Zhangjun Fei) из Корнеллского университета.

В соответствии с древнегреческими хрониками, эти фрукты были одомашнены самим Александром Македонским, который увез с собой из Согдианы (современный Таджикистан), самой северной и восточной провинции Персидской империи, первые саженцы карликовых яблонь.

Современный генетический и видовой анализ указывает на две возможные прародины яблок: Турцию, где сегодня растут дикие родичи яблонь и где наблюдается их максимальное видовое разнообразие, и Центральную Азию, где произрастает прямой предок современных культурных сортов этих растений, яблоня Сиверса (Malus sieversii).

Исследователи из Корнеллского университета раскрыли реальную родину яблок, расположенную в гористой местности на юго-востоке Казахстана и на северо-западе Китая.

Большую роль в эволюции яблок сыграл Шелковый путь. Изучив ДНК нескольких сотен сортов современных яблок, традиционно популярных в Азии и в Европе, ученые пришли к выводу, что общий предок всех яблок был похож на яблоню Сиверса из предгорий Тянь-Шаня, а не на турецкие яблони (Malus sylvestris), у которых крайне кислые, мелкие и вяжущие плоды.

Лаборатория, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Ученые: человечество вымрет из-за мужчин

Первые путешественники по всему Шелковому пути поедали дикие и первые культурные сорта яблок и "засеивали" их семенами обочины дорог, помогая яблоням скрещиваться с местными подвидами Malus sylvestris и Malus sieversii и приобретать новые свойства.

Европейские сорта яблок обладают достаточно кислым вкусом, так как их геном содержит в себе больше вкраплений ДНК турецкой Malus sylvestris, чем китайской Malus sieversii. В свою очередь, у азиатских сортов вкус более сладкий из-за отсутствия подобных добавлений.

Размеры плодов древних яблонь не сильно отличались от своих одомашненных потомков, что послужило их распространению в древней Согдиане.

Сильнее всего изменились плотность мякоти яблок и то, как долго они могут храниться до начала гниения. Это, по мнению ученых, свидетельствует о том, что древние селекционеры ценили яблоки не за их размеры или вкус, а за их способность сохраняться несколько месяцев, после того как их сорвут.

Сегодня генетикам ничего не мешает создавать яблоки размером с арбуз, если это потребуется.

Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка