ДУШАНБЕ, 16 авг — Sputnik. Сегодня, когда говорят об Узбекистане, в 99% случаев обсуждают "внешнюю политику президента Мирзиёева": куда глава страны съездил, о чем и с кем договорился.
В сотый раз эксперты "перетирают" геополитические расклады в регионе, который (в этом вопросе сходятся все аналитики) волею судеб превратился в глухую стратегическую провинцию: англосаксы (в первую очередь США) интерес к Средней Азии потеряли; основные игроки здесь — Россия и Китай — как бы получили карт-бланш на реализацию своих согласованных интересов. Так что, на наш взгляд, большого смысла упражняться в поисках, а иногда в и откровенном выдумывании тонких "смыслов" в действиях узбекистанской элиты на внешнеполитическом поле, нет.
Гораздо интереснее понять, куда движется внутренняя политика Узбекистана, формируемая Шавкатом Мирзиёевым. Уверяю вас, если просто читать подряд все указы и распоряжения президента РУз, то можно прийти в ажитацию — повестка дня фактически безгранична, терминология документов заставляет о многом задуматься,- отмечает колумнист в материале Sputnik Узбекистан.
Среди политологов, особенно западных, сложилось мнение, что все страны Средней Азии отнюдь не образцы для подражания в социально-политическом отношении. В этом тихом уголке господствует авторитаризм (в Туркменистане даже тоталитаризм), клановая экономика, широко практикуется примитивная плебисцитарность вместо "подлинной демократии", наблюдается откат "в бедность", постоянное ухудшение состояния с "правами человека", ну и так далее. Подчеркнем, что важной компонентой в системе оправданий Запада предъявлять претензии на этот счет являются утверждения о постоянной деевропеизации государств региона. Прогнозируется дальнейшее ускорение этого процесса.
Деятельность Мирзиёева наглядно ломает все эти стереотипы. Было бы наивно думать, что узбекистанцы вдруг разом, по указу президента, разбогатели, или здесь, как по мановению волшебной палочки, возникло гражданское общество "европейского типа", да и олигархи (пока?) никуда не делись. Но Шавкат Миромонович явно и старательно демонстрирует, что его интересуют не клановые или элитные проблемы удержания власти, а (простите за пафос) "забота о простом человеке". Кажется порой даже, что глава Узбекистана буквально зациклен на этой теме.
Не знаю, можно ли считать Шавката Мирзиёева последовательным адептом социалистической или даже коммунистической доктрины, сказывается ли здесь его "служилая" советская генетика или влияние крупного советского государственного и политического деятеля Ислама Абдуганиевича Каримова, но его представление о сущности жизни в Узбекистане, которую необходимо ему построить, взгляды о направлениях трансформации внутренней политики, если сильно все это упростить, но не выхолостить главного, можно выразить строчкой песенки из фильма "Золотой ключик" 1939 года. Главный смысл социализма для юного поколения в этом фильме был объяснен следующим образом: "Все дети там учатся в школах, // И славно живут старики".
Решительно не согласен с тем, что Шавкат Мирзиёев играет в осточертевший всем политический популизм — все же на виду! Назвать его социал-демократом западноевропейского образца язык не повернется; они там все какие-то засушенные, заэлекторальненные! Будем считать, что он социалист стихийный, искренний. Это мое мнение, я его никому не навязываю.
Но давайте пробежимся по президентским документам. Может кто-то к моему мнению и присоединится. Начнем со школ. В 15 вузах Узбекистана с нового учебного года будут открыты специальные заочные отделения по педагогическим направлениям. Это предусмотрено постановлением президента Шавката Мирзиёева от 9 августа. Решение направлено на удовлетворение существующей в системе народного образования потребности в педагогических кадрах с высшим образованием.
Кроме того, оно призвано улучшить качество образования путем совершенствования системы подготовки кадров в регионах и обеспечения ими образовательных учреждений районов и сельских местностей. Проблема понятна. Необходимо восстановить потенциал нормальной (подразумеваем советской) системы народного образования в густонаселенной глубинке, который здорово "просел" за годы "деевропеизации".
Вот еще один пример, о котором, кстати, писал Sputnik Узбекистан. Третьего августа 2017 года Шавкат Мирзиёев на встрече с представителями интеллигенции раскритиковал работу учреждений и организаций в сфере культуры. Тема до боли знакомая по советским временам. Глава государства отметил негативную тенденцию — выход на первый план личных интересов и жажду наживы. В связи с этим в Узбекистане не будет допущено превращение в бизнес литературы и искусства, культуры, средств массовой информации, духовности и просветительства, отметил Шавкат Мирзиёев.
Но, простите — это как? Это при социализме литература и искусство служили "целям" (не будем на них акцентировать внимание читателя). Мирзиёев должен понимать, что никакой такой культуры по большому счету уже на Западе и в десоветизированных странах нет, есть масс-культура, которая уже стала важнейшей частью общества потребления. Следовательно, по определению эта культура основана на жажде наживы.
А вот еще. Где, кроме как в государственных храмах социализма, да еще советского образца, все театры сидели на госдотациях? Узбекистан сегодня вряд ли по достатку можно сравнить с Объединенными Арабскими Эмиратами. Республика явно не жирует. Тем не менее для обеспечения деятельности 37 театров из государственного бюджета будет выделено более 81 миллиарда сумов.
"Несомненно, наш народ вправе ждать достойного результата в ответ на оказываемые такое внимание и заботу. Однако, к сожалению, художественный уровень большинства фильмов и спектаклей низкий, в них не отражаются волнующие и тревожащие людей социальные проблемы", — сказал Шавкат Мирзиёев.
Шавкат Миромонович, положим, я на вашей стороне! Но готовьтесь к саркастическим обвинениям в цензуре, зажиме свободы творчества и вообще — "сусловщине"! Поэт-гражданин ныне редок. Он "занесен в Красную книгу", простите за каламбур!
Наконец, случай, безусловно, одиозный. Я употребил слово "одиозный" без негативной окраски. Да и вообще, все, что касается внутренней политики Узбекистана и что в этом плане не затрагивает интересов России, по моему мнению, критиковать просто бессмысленно. Политики, как уже приходилось говорить, имеют право возбуждать общественные энергии и канализировать их в нужное им русло. На то они и политики. И они отвечают за результаты не только местом во власти, но часто и жизнью.
Итак. 12 июля 2017 президент Шавкат Мирзиёев провел встречу с представителями политических партий, парламента, областных, районных и городских кенгашей народных депутатов. Было отмечено, что "сегодня партии не достигают полного и эффективного выполнения обещаний, данных электорату. Они также не смогли занять прочное место в общественно-политической жизни страны и в сознании граждан". Да, Узбекистан — президентская республика. Но если на постсоветском пространстве парламенты являются просто конституционным аппендиксом, а кое-где и гнойным аппендицитом, и везде — предметом насмешек сатириков, то Мирзиёев, судя по всему, искренне хочет превратить Олий Мажлис в нечто действительно полезное для государственного строительства, например, в Верховный совет. Партии при этом он уже рассматривает как минимум в качестве помощников соответствующих отделов президентской администрации: у каждой из партий своя четкая функция.
Так ли уж плох этот план? В Узбекистане, к счастью, имеются крепкие и всепроникающие низовые звенья — активисты и аксакалы махаллей, которые могут вполне соответствовать стандартам гражданского общества. Если выстроить вертикаль власти с опорой на них — а махалли вполне могут быть "датчиками" народных нужд и чаяний, — то нужны не "школы демократии" в виде парламента, а адекватные и эффективно действующие инструменты реализации этих самых чаяний. На всех уровнях.
Наверное, все мои рассуждения про узбекский социализм можно воспринимать как некую экспертную провокацию. Но для самоуспокоения я познакомился с последними президентскими документами, например, с постановлением о коренном усовершенствовании деятельности органов внутренних дел Узбекистана в сфере исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, от 11 августа. И понял: из песни слов не выкинешь!