ДУШАНБЕ, 17 авг — Sputnik, Рубен Гарсия. Не стоит надеяться на выплату пенсий для таджикских мигрантов в России в ближайшем будущем, считают эксперты, комментируя планы Министерства труда, миграции и занятости населения Таджикистана.
Как недавно сообщили корреспонденту Sputnik Таджикистан в ведомстве, власти республики после многолетних обсуждений наконец-то хотят окончательно закрыть вопрос о пенсионном обеспечении граждан, регулярно выезжающих на заработки в Россию.
"До конца текущего года мы намерены поставить точку в этом вопросе и подготовить окончательный проект соглашения", — прокомментировал сотрудник ведомства.
Однако специалисты по вопросам миграции считают, что говорить об этом в перспективе ближайших 4-х месяцев рано. Хотя Москва и Душанбе в принципе готовы к компромиссу на счет пенсий, технические вопросы и споры о том, кто и как должен их выплачивать, сильно затянут подписание документа.
"Камнем преткновения может быть легализация таджикских граждан в РФ, тех, кто законно работает, платит налоги и отчисления в Пенсионный фонд. В этом проблема: как узнать, отчислялось ли что-нибудь в ПФР или нет и могут ли мигранты получать сразу две пенсии, российскую и таджикистанскую", — отмечает специалист по миграционному законодательству, директор фонда "Добрососедство" Юрий Московский.
С точки зрения международного права и трудового кодекса требования властей Таджикистана вполне логичны. Иностранный рабочий, вложивший немало сил в экономику принимающего государства, вполне может рассчитывать хотя бы на минимальный пакет социальных гарантий. Правда, строго в рамках уплаченных в казну налогов.
Проблема заключается в том, что огромное число граждан РТ большую часть времени трудились в России нелегально, не выплачивая вообще никаких налогов. Или работая по "серой" схеме, получали самую мизерную заработную плату как официальную. Пенсия у них на склоне лет будет соответствующая — мизерная.
Собственно, вопрос о том, какую сумму должен вносить в казну мигрант и сколько потом будут выплачивать российские власти, и стал предметом многолетних дискуссий между властями двух стран.
То, что пересчет денег является препятствием для окончательного соглашения между сторонами, подтверждает и экс-замдиректора ФМС РФ Владимир Поставнин.
"Вообще-то подразумевается, что надо обеспечить легальность работы людей. Потом собранные с них деньги должны аккумулироваться где-то за границей, храниться и выплачиваться. И самая главная и болезненная проблема — как грамотно эти средства пересчитать и перевести в республику", — пояснил Поставнин Sputnik Таджикистан.
Помимо споров о прозрачности и размере платежей, правительство России, вероятно, не слишком радо тому, что средства, собранные Пенсионным фондом, будут в итоге работать на экономику страны-донора, а не останутся в РФ.
Стоит отметить, что о пенсиях пенсиях заговорили еще десять лет тому назад, а стороны перешли к предметному обсуждению только тогда, когда российские власти начали более-менее контролировать поток мигрантских денег через патентно-разрешительную систему.
"Эта история с пенсионным обеспечением длится аж с 2006 года. Но сейчас есть фактор, который внушает оптимизм — это договор с Казахстаном", — подчеркивает Владимир Поставнин.
Напомним, что, начиная с 2018 года, жители Казахстана смогут переезжать в Россию и Беларусь и получать там пенсии. При этом не обязательно будет принимать гражданство этих стран.
Но в данном случае речь идет об экспорте пенсий в рамках общего экономического пространства — ЕАЭС, членом которого Таджикистан не является. Кроме того, по состоянию на 15 августа, договор ЕАЭС о пенсиях так и не согласовали до конца.
"Вопрос чувствительный, но интересы людей должны быть максимально защищены с учетом финансовых возможностей наших государств. Потому работа над проектом договора идет не так быстро, как хотелось", — заявлял премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков.
На самом деле промедление сроком в десять лет, хоть и неутешительно, но вполне логично. Мало кому удается продраться сквозь лес взаимных (часто невыполнимых) юридических требований и правовых нюансов миграционного законодательства, особенно когда речь идет о финансах.
Пожалуй, единственным примером, когда двум государствам удалось реализовать такого рода инициативы, являются Турция и Германия, куда еще с конца 50-х годов приезжало на заработки множество турецких мигрантов. Но и тут Берлин и Анкара смогли договориться о пенсиях для выходцев из Турции лишь много лет спустя.