ДУШАНБЕ, 17 авг — Sputnik, Павел Шипилин. Обе страны возглавляют мудрые лидеры, высоко ценящие интеграцию между республиками, и хотя у каждой, безусловно, есть свои интересы в окружающем мире, стороны способны считаться с озабоченностями друг друга в своей политике.
Разумеется, без экономических споров в хозяйственной деятельности не обойтись, однако генеральная линия на сближение остается неизменной. Казахстан и Россия участвуют во всех без исключения интеграционных проектах на постсоветском пространстве, которые они же и инициировали, а также готовы к расширению сотрудничества, в том числе выходящего за пределы границ единого таможенного пространства.
Уникальное предложение для Пекина
С некоторых пор стало понятно, что мир будет меняться не совсем так, как предполагали глобальные элиты. Крупная ссора между Старым и Новым светом внесла серьезные коррективы в уже, казалось бы, написанный и утвержденный таинственными силами сценарий: Конгресс США, по сути, объявил санкции не против России, а против крупнейших европейских компаний, участвующих в строительстве "Северного потока – 2". Стало понятно: протекционизм — не каприз взбалмошного американского президента, а продуманная мера.
Это означает, что Россия, Казахстан и другие среднеазиатские страны были весьма предусмотрительны, когда несколько лет назад произвели "разворот на Восток", заранее сориентировавшись на восходящую звезду мировой экономики — Китай. Сегодня уже очевидно, что Поднебесная составляет серьезную конкуренцию США.
КНР не скрывает, что, как никто, заинтересована в продолжении глобализации, поскольку является главным ее бенефициаром. Именно из-за глобального разделения труда Китаю и многим другим странам третьего мира удалось вырваться из тотальной нищеты.
Сегодня, когда Вашингтон открыто объявил, что намерен вернуть на родину разбросанные по всему земному шару производства, Пекин почувствовал угрозу своему благополучию. Он ищет возможную замену американскому рынку. Вот почему Китай так настаивает на скорейшей реализации своей концепции "Один пояс — один путь", которая должна открыть ему сухопутные коридоры во все еще богатую Европу.
Мы вынуждены играть по китайским правилам, хотя и пытаемся торговаться, ведь ни Россия, ни Казахстан не являются единственными транзитными странами на пути следования китайских товаров. Однако у Москвы и Астаны есть уникальное предложение, от которого Пекин вряд ли откажется. Да он и не отказывается. Речь идет об общей безопасности.
Если внимательно посмотреть на карту, легко заметить точки напряжения, искусственно и весьма искусно созданные по всему периметру Евразии нашим общим геополитическим конкурентом. На западе это необандеровская Украина, на юго-западе бурлящий Ближний Восток, на юге вечно воюющий Афганистан, на юго-востоке неспокойное Южно-Китайское море со спорными островами, на востоке Северная Корея, вокруг которой разгорелись нешуточные страсти.
При этом совершенно очевидно, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая в давние деголлевские времена ставила перед собой амбициозную задачу по созданию единого торгово-экономического пространства от Лиссабона (позже от Ванкувера) до Владивостока, приказала долго жить. Примирить Запад и Восток невозможно — у нас разные подходы к решению общих задач, к глобальным вызовам, к экономическим проблемам и даже к суверенитету. Мы не делим государства на важные и неважные и не принимаем как должное взаимоотношения, как между господином и вассалом. Да что там, даже к такой, казалось бы, общей беде, как терроризм, мы относимся по-разному.
Сама жизнь заставляет евразийских и азиатских игроков создавать новое безопасное пространство — от Калининграда до Шанхая. А в будущем, возможно, до Джакарты или Манилы.
Уже ясны очертания нового суперинтеграционного проекта, как и структуры, вокруг которой будут развиваться главные события ближайших десятилетий. Это, разумеется, Шанхайская организация сотрудничества — детище, главным образом, Пекина, России и Казахстана — держав, больше других заинтересованных в совместных действиях в случае возникновения военных угроз.
Безопасность и сотрудничество в Евразии
Еще в 2013 году Москва и Астана создали Единую региональную систему противовоздушной обороны. В прошлом году для ее укрепления Россия предоставила Казахстану на безвозмездной основе зенитно-ракетные комплексы С-300ПC, а также более 170 ракет к ним. В рамках Договора о военно-техническом сотрудничестве в Казахстан поставлены истребители Су-30СМ, военно-транспортные вертолеты Ми-171Ш, боевые вертолеты Ми-35 и новейшие средства радиотехнической разведки и мониторинга. Причем Астана получила летную технику по тем же ценам, что и российская армия.
В закрытом казахстанском городе Балхаш-9 расположена российская радиолокационная станция — надежное средство разведки и предупреждения о ракетном нападении. РЛС защищает территории двух государств и региона в целом от любых воздушных атак.
Россия и Китай, две ядерные державы, вот уже в шестой раз провели совместные военно-морские учения "Морское взаимодействие". В разные годы маневры проходили в акваториях Желтого моря (2012 г.), Японского (2013 г.), Восточно-Китайского (2014 г.), Средиземного (2015 г.), Южно-Китайского (2016 г.). В нынешнем году учения впервые проходили в Балтийском море, чем вызвали изрядный переполох в НАТО. Китайская эскадра даже приняла участие в торжественных мероприятиях в честь Дня ВМФ России. Следующие этапы "Морского взаимодействия – 2017" пройдут в Охотском и Японских морях.
Во всяком случае, полтора месяца назад Минобороны России и Китая подписали дорожную карту сотрудничества на 2017–2020 годы.
"Эта дорожная карта является воплощением стратегического доверия и сотрудничества между двумя странами на высоком уровне, позволит двум государствам совместно реагировать на новые угрозы и вызовы в сфере безопасности и сообща поддерживать региональный мир и стабильность", — прокомментировал событие глава военного ведомства России Сергей Шойгу.
"Следующим шагом станет подготовка двумя сторонами конкретного плана реализации, а также содействие еще более ускоренному развитию практического сотрудничества между вооруженными силами наших государств", — развил мысль российского коллеги официальный представитель Минобороны КНР старший полковник У Цянь.
Однако первые российско-китайские военно-морские маневры с участием флотов РФ и КНР прошли еще 12 лет назад в Желтом море именно под эгидой Шанхайской организации сотрудничества. Которая, по-видимому, через некоторое время превратится в энергичную и эффективную Организацию по безопасности и сотрудничеству в Евразии.
Все идет к тому, что к новой системе общей безопасности, которую выстраивают Россия, Китай, Казахстан и другие государства – члены ШОС, подключатся все ключевые игроки континента: Иран, Пакистан, Индия, Вьетнам, Индонезия, Филиппины. По всей Евразии совместными усилиями будут построены элементы ПРО и ПВО, аэродромы и РЛС, подчиняющиеся единому командованию, а от нападения с моря нас всех будут защищать корабли стран, которые войдут в новую глобальную оборонную структуру.
Как бы ни было сложно, договориться между собой некоторым из входящих в ШОС странам, общие угрозы сближают. И это заставит преодолеть разногласия.