ДУШАНБЕ, 24 авг — Sputnik, Рубен Гарсия. Ужесточение ответственности водителей с одной стороны поможет снизить число нарушений на дороге. А с другой — создаст определенный риск роста коррупции среди сотрудников ГАИ.
Депутаты Таджикистана на заседании 23 августа единодушно проголосовали за президентские поправки в Уголовный кодекс и КОАП, согласно которым наказание для нарушивших закон автомобилистов станет на порядок жестче.
В Кодекс об административных правонарушениях будут внесены изменения, согласно которым срок лишения прав на управление автотранспортом увеличен с 2-х до 10 лет. Тем, кто решил покататься на авто без водительских прав, грозит штраф почти в 13000 сомони вместо 250-ти, как это было раньше.
А уж если правонарушитель сел за руль пьяным и сбил при этом двух и более человек, то он легко может угодить за решетку на срок от 10 до 15 лет.
Формальная логика Эмомали Рахмона и таджикистанских законодателей вполне понятна: столь суровые наказания, даже не связанные с тюремным сроком, должны удерживать автовладельцев от нарушения закона. Дескать, любитель выпить пивка за рулем дважды подумает, а стоит ли это делать, если следующие 15 лет ему предстоит пить в лучшем случае чифир с сокамерниками.
В принципе, это подтверждают и юристы.
"Безусловно, это повлияет на количество ДТП в стране: оно снизится. Похожая ситуация была в Узбекистане. Там приговаривали к большим срокам за угон машин — и люди почти перестали их угонять. Нарушать правила дорожного движения по-прежнему будут, но значительно реже", — считает адвокат, кандидат юридических наук Шарбатулло Содиков.
По его мнению, тут уместно провести еще одну аналогию — с Саудовской Аравией и рядом других ближневосточных государств, где до сих пор в качестве наказания за воровство могут отсечь руку.
Совершенно не гуманно, зато очень страшно, а потому действенно.
Однако это закономерно, когда речь об уголовном наказании за тяжкие правонарушения, ставшие причиной чьих-то травм или даже смерти.
Если обошлось без криминальных проступков, типа отсутствия прав, злостный нарушитель, скорее всего, не захочет платить огромный штраф и предложит решить вопрос на месте, уплатив меньшую сумму в карман сотрудника ГАИ.
Кто-то, вероятно, откажется. А кто-то согласится на такой легкий заработок с чистой совестью — жертв-то нет!
Дальнейший коррупционный механизм в свое время очень точно описал председатель "Движения автомобилистов России" Виктор Похмелкин.
"Что происходит с гаишником, приученным "брать"? Сегодня я взял две тысячи за то, что водитель нарушил. Завтра мне показалось, что тот нарушил. А послезавтра я буду брать уже с невиновного, ведь я привык к такой наживе, и меня не устраивает, что люди стали ездить более дисциплинированно", — полагает общественник.
Действительно, недобропорядочные сотрудники ГАИ могут и сами провоцировать водителей на совершение нарушений и вымогать у них взятку.
К счастью, ситуация в Таджикистане в последние годы потихоньку меняется. Госслужащих всех рангов стали чаще проверять на законопослушность и компетентность, а за взятки еще и сажать.
Но "чистота рук" сотрудников республиканского ГАИ пока еще не идеальна.
"После начала антикоррупционной кампании, чиновники стали намного реже брать взятки. Хотя это полностью не исключено, всегда есть процент тех, кто взятки берет", — признает Содиков.
По его словам, если гражданин считает, что факт правонарушения не очевиден, а представитель автоинспекции просто требует у него деньги или выписывает неправомерный штраф, нужно смело пользоваться всей полнотой своих гражданских прав и оспаривать решение.
"Сотрудники ГАИ не могут в полном объеме определить степень вины человека, совершившего ДТП. И если водитель не согласен с доводами сотрудников, надо решать эти вопросы в судебном порядке", — подчеркнул юрист Sputnik Таджикистан.
К слову, у северного партнера Таджикистана — России, — наоборот, наблюдается определенное смягчение законов, касающихся штрафов. Правда, касается это только незначительных правонарушений.
День в день с заседанием таджикистанского парламента, российские депутаты из партии ЛДПР внесли законопроект об отмене наказаний для нарушителей ПДД, если те не оплатили выписанные им штрафы в установленный срок.
"Зачастую, гражданин, управляющий автотранспортным средством, перемещается из одного субъекта РФ в другой и, совершив административное нарушение дорожного движения в одном пункте РФ, может даже не знать об указанном правонарушении и привлечении его к административной ответственности", — говорится в пояснительной записке.
И в этом случае сам факт наказания автомобилиста не является справедливым и адекватным, раз штраф не уплачивается "не в результате злостного уклонения от уплаты штрафа, а в связи с его возможной неосведомленностью".