ДУШАНБЕ, 27 авг — Sputnik, Антон Курилкин. Десятый, юбилейный международный фестиваль военных оркестров "Спасская башня" стартовал в Москве на Красной площади. Об открытии, выступлениях оркестров и песнях легендарной Мирей Матье – в репортаже корреспондента Sputnik.
Дождь и аншлаг
Открытие фестиваля было подпорчено капризной московской погодой: в российскую столицу после короткого лета пришла осень и фестиваль встречал зрителей дождем и холодом. Но люди, спрятавшись под зонтами, все равно пришли на фестиваль, и у всех проходных пунктов образовались очереди, а на подходах стояли люди и спрашивали лишние билеты, которых не оказалось: все были раскуплены, и свободных мест на многотысячных трибунах не было.
Открытие фестиваля началось с военной точностью – за минуту до боя курантов на Спасской башне Кремля на площадь вышел первый оркестр, а ровно в восемь парадным строем въехали мотоциклисты сопровождения Федеральной службы охраны с флагами участниц фестиваля всех лет.
Под попурри военных и рок-песен, искря специальными фейерверками из-под колес, мотоциклисты нарезали круги, а диктор отчитывался об итогах десятилетия фестиваля: за это время на брусчатке Красной площади выступило более 140 оркестров из 44-х стран.
Первыми выступать начали своеобразные "хозяева" фестиваля: рота почетного караула и президентский оркестр службы коменданта Кремля. Сменили их фавориты фестиваля – Кельтский оркестр волынок и барабанов из Европейского союза.
Волынки, карнаи и янычары
Пока диктор рассказывал о круглом столе короля Артура и единой Европе, на площадь под звуки шотландского солдатского марша выходил огромный ансамбль.
Поддержали их выступление танцоры из международной команды исполнителей шотландских танцев.
Вдруг все замерли, погас свет, и только одинокая волынка затянула свою печальную песнь о погибшем генерале Халилове – руководителе ансамбля имени Александрова. Эта композиция специально была написана главой оркестра волынок и барабанов Дэвидом Джонсоном, который долгое время был главным волынщиком британской армии.
К одинокому волынщику присоединяется весь оркестр из 120 музыкантов и под марш "Черный медведь", бурные аплодисменты и радостные восклицания с трибун кельты уступают место белорусам – показательно-образцовому оркестру Вооруженных сил республики.
В этом году военные из Беларуси решили удивить зрителей фантазией на тему народных песен – и им это удалось. Под смесь из "Куполов" и "Как пойду я в новую конюшню" трибуны пришли в настоящий экстаз, и если бы у зрителей была бы возможность, то оркестр бы заставили играть на бис.
Но в трехчасовой программе первого выступления фестиваля времени для повторов нет и, почти наступая на пятки белорусам, на площадь вышел сводный оркестр трех видов Вооруженных сил Индии в ярких красных мундирах и парадных тюрбанах.
Отдельно выделяется группа в простых дхоти – белых хлопковых полотнах, которые известны по всему миру благодаря Махатме Ганди. Пентет в белом играет на национальных музыкальных инструментах, усевшись прямо на брусчатку.
Отыграв свои шесть минут (это максимальное время выступления оркестра по регламенту фестиваля), индусы уступают место дуэту — оркестру главного штаба Вооруженных сил Армении и группе ереванских барабанщиц, которые, помимо виртуозной игры на барабанах, показывают и свой фирменный танец "Крепость".
Армян сменяют австрийцы, похожие на огромную машину: все перестроения и даже акробатическая пирамида с трибун похожи на единый механизм. Совсем по-иному выглядят египтяне, облаченные в желто-черные платки-немесы. Начав выступление мелодиями арабских композиторов, прощается египетский военный симфонический оркестр "Катюшей" — точно так же, как и турецкие музыканты, облаченные в костюмы янычаров и выступающие после египтян.
Поразил всех Узбекистан
Но ни египетские платки, ни янычарские шапки не поразили зрителей так, как узбекские карнаи: образцово-показательный оркестр Министерства обороны Узбекистана выступал под аккомпанемент двухметровых медных труб. Один из музыкантов и вовсе показал чудеса эквилибристики и сыграл на огромном инструменте без помощи рук, удерживая трубу одними губами.
Сменили узбекистанцев итальянские карабинеры, а следом за ними на площадь в кабриолете в сопровождении почетного мотоциклетного эскорта прибыла талисман фестиваля – легендарная певица Мирей Матье, которая, несмотря на возраст, все так же безупречно и чисто поет. Трибуны под бессмертное Pardon mua и Non Je Ne Regrette Rien" замолкают и лишь светят экранами телефонов, которые заменили зажигалки.
Короткая пауза в выступлениях оркестров остается позади и после французской шансонье на площадь маршем выходит президентский оркестр и рота почетного караула президентского полка "Айбын" из Казахстана. Оркестр, помимо сложного номера "Улы дала", подарил фестивалю и песню "Спасская башня", слова которой зрители напевали и после окончания праздника.
В конце же выступления на площадь выходят все оркестры. И огромный сводный коллектив, сыграв попурри из военных и рок-песен, под "Прощание славянки" и залпы салюта, покидает площадь. Первый день фестиваля остался позади. Впереди у музыкантов – насыщенная неделя из выступлений в российской столице. Завершится же "Спасская башня" третьего сентября общим концертом.