Москва празднует День города 9 сентября. Именно к этой дате, согласно утвержденным срокам, завершатся ремонтные работы в центре Москвы.
Ремонт циклопического масштаба
На самом деле, это был какой-то небывалый ремонт. Во всяком случае, автор этих строк ничего подобного ранее не видел. Масштабную разруху в глубокой провинции – видел. А вот чтобы что-то возводилось, да еще в таких масштабах в большом городе – ни разу.
В центре столицы этим летом с ремонтом можно было столкнуться повсюду: на улицах, в переулках, в парках. По некоторым оценкам, в работах по реконструкции Москвы участвовали до 300 тысяч рабочих.
С чем можно сравнить этот процесс? Вполне возможно, что со строительством пирамид в древнем Египте. Каменные плиты в Москве, разумеется, поменьше, полегче, чем в усыпальницах фараонов. Но масштаб самого процесса, полагаю, был тот же.
За время реконструкции избалованные городской средой повышенной комфортности москвичи – особенно жители центра столицы – неожиданно овладели типично провинциальными навыками выживания. Они научились лавировать среди канав, передвигаться по деревянным мосткам, а чаще – по песку, пыли или грязи. Они научились жить в шуме. А как тут не научиться, если скрежет режущих камень циркулярных пил раздавался внутри Садового кольца практически круглые сутки!
Этот ремонт казался бесконечным, но, как оказалось, есть свои пределы и у самых масштабных реконструкций.
И вот еще, такое маленькое замечание. Автору этих строк, как человеку, выросшему в Советском Союзе, работа строительно-ремонтных бригад напомнила кадры кинохроник. Когда, например, вся огромная страна помогала восстанавливать разрушенный землетрясением Спитак. Или, двадцатью годами ранее, Ташкент. Тогда рядом трудились молдаванин и белорус, узбек и русский. Абсолютно то же самое, но уже без торжественных лозунгов, происходило и сейчас.
В жару, в дождь, и в день ВДВ
В один из последних дней ремонта мы вместе с фотографом направились общаться с рабочими. По большей части работы на Садовом кольце уже закончены. Тут и там идет — что называется, подгонка по краям.
Рабочие пилят каменные плиты по заранее определенным размерам, укладывают их, стучат резиновыми молотками. Другие рабочие носят землю на носилках, возят на тачках. Третьи – разравнивают ее граблями. Четвертые – сидят, обедают.
И тут же, прямо по строительной площадке, идут прохожие. Большая их часть уже привыкла к тому, что московские улицы превратились в пространство сплошного ремонта.
Автору этих строк доводилось общаться с рабочими-гастарбайтерами. Они боятся отвечать на вопросы, говорят односложно, а то и отказываются – говорить им не велит начальство. Но сейчас, только мы начинаем фотографировать, среди рабочих находятся желающие пообщаться. Никто не отмалчивается, никто ничего не боится.
Знакомимся с рабочим Михаилом. Сам он – армянин из Грузии, но уже давно переехал в Подмосковье.
"Работа у нас – сегодня здесь, завтра – там. Есть работа, потом нет… Очень много людей собралось. Не было бы — сидели бы все они по домам, водку пили. А мэр Москвы – молодец. Всех собрал и работу дал".
Знакомимся с прорабом – Левоном Абаяном.
"Полгода где-то здесь работаем, — говорит прораб. – Уже, можно сказать, сроднились с этой улицей".
Процесс работы с начала ремонта не прерывался ни на день.
"И в субботу, воскресенье люди работали, — говорит Абаян. – И в дождь. Дождевики накинем, работаем. Иначе к срокам не успеем".
Говорили, что на некоторых участках, особенно рядом с ЦПКИО имени Горького, 2 августа, в день ВДВ, останавливали ремонт, чтобы избежать столкновений. Но прораб не подтверждает этой информации.
"Работали мы, как обычно, — говорит он. – Не было в этот день выходного".
Спрашиваю: а доводилось ли как-то общаться с москвичами? Возмущались ли они бесконечным ремонтом? Или, может быть, наоборот, хвалили: Молодцы, ребята?
"Всякое бывало, — говорит прораб. – Каждый день с москвичами общались. Скажу так: всем мил не будешь. Кому-то нравится, кому-то – нет".
Рабочий Михаил вспоминает, как буквально два-три дня назад вызывал такси для женщины, которая упала, переходя по строительным мосткам.
"На дорогу я ее под ручку вывел, — говорит Михаил. – Такси остановил. Надо же человеку помочь".
Он показывает нам какие-то сложные, непонятные гуманитариям, механизмы.
"Вот! – с гордостью говорит он. – Уникальные моторы для пил. Плитку пилить. Нигде больше таких не используют".
Вес одной плитки – около 45 килограмм. Точно рабочие сказать не могут.
"Да мы привыкли, — говорят они. – Размеры, ночью разбудите – скажем. А вес… Ну, килограмм сорок, чуть больше".
Грузинских армян очень много
По словам наших собеседников, большую часть рабочих на этом участке Садового кольца составляют армяне. Михаил с гордостью уточняет: "Грузинских армян очень много". Многие из них в Москве давно, имеют московскую или подмосковную прописку.
А вот на втором месте – сюрприз! Азербайджанцы. Они тоже – значительная часть с пропиской, — москвичи.
Спрашиваю: "Но ведь государства – Армения и Азербайджан — фактически воюют друг с другом! А на стройке вы не ссоритесь?"
"Правительства из-за денег ссорятся, — говорит прораб. – А нам на стройке – что делить? Мы работаем. Все хорошо у нас".
На третьем месте – русские. Не москвичи, но многие – из Подмосковья и из других регионов России. В основном профессиональные строители. Есть также рабочие из Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Молдовы. Белорусов на стройке, по словам моих собеседников, нет.
"Но кто их знает, — говорят строители. – Их ведь от русских не отличишь. Так что, может быть, и есть здесь белорусы".
Думаю, никто из москвичей и гостей столицы не станет спорить с тем, что город стал другим. Кому-то он покажется лучшим, чем был прежде, ведь улицы стали просторней и чище. Другие скажут, что раньше было лучше, а новая плитка, мол, кривая и некрасивая.
Но лично меня стройка заставила сделать удивительное открытие: когда люди строят – они не воюют. Во-первых, не до того. Во-вторых, нечего делить. И, может быть, где-то в сфере строительства и прячется, например, российская национальная идея, которую десятилетиями не могут отыскать даже самые светлые головы.