ДУШАНБЕ, 9 сен — Sputnik. Считается, что впервые о независимости заговорили представители молодого поколения интеллигенции, которые в середине 80-х годов собирались в различные неформальные объединения и кружки.
И главный вопрос, который тогда серьезно поднимался, был вопрос языка. Уже в конце 80-х, а точнее 25 февраля 1989 года впервые в истории Таджикистана прошел митинг. Участвующие требовали придать таджикском языку статус государственного.
Власти, конечно, были крайне озабочены настроениями в молодежной среде, в среде интеллигенции, и тогда было решено предложить им взамен площадку, на которой они могли бы активно выступать, дискутировать, предлагать идеи, но при этом их настроения были бы подконтрольны.
Тогда на базе ЦК комсомола был создан дискуссионный клуб "Ру ба ру" ("Лицом к лицу"). Его возглавил один из комсомольских активистов, а ныне старший советник президента по внешней политике Зафар Саидов.
Таким образом, стихийная молодежь была взята под контроль, а клуб стал со временем широко работать по всей республике. Параллельно с ним при Госуниверситете было создано народное движение "Растохез" ("Возрождение").
Идеей этого движения, помимо вопроса языка стала идея об "утверждении реальной самостоятельности Таджикистана в рамках широкого, свободного Союза". И это была первая ласточка, первый шаг в самосознании, пусть пока и не широкой общественности, к будущей независимости.
А потом настал черный 1990 год…
Начало конца
События февраля 1990 года принято считать началом гражданского противостояния, приведшие к гражданской войне. Причиной этих события стал слух. В Душанбе разошлись слухи о том, что Таджикистан принял большое количество армян-беженцев, покинувших свою республику после страшного землетрясения.
Говорили, что правительство приняло решение дать им вне очереди квартиры. На самом деле их было всего 47 человек, и никто из них квартиры пока и не получил.
Но народный гнев было не остановить, и 10 февраля 1990 года группа молодежи устроила, так называемый армянский погром. А на следующий день у здания ЦК КПСС прошел митинг, его участники требовали депортировать армян из страны.
12 февраля акции переросли в массовые беспорядки и погромы. Тогда же пролилась первая кровь. Здание ЦК было оцеплено, власти ввели чрезвычайное положение.
В столице в спешном порядке организовывались отряды самообороны, все защищались ото всех. Кто был врагом на тот момент, было непонятно. Беспорядки удалось прекратить, но тогда за три дня погибли 20 человек и около 600 были ранены.
Последствия были катастрофичны и для властей. Все руководство Таджикской ССР — первый секретарь ЦК Компартии Каххор Махкамов, председатель Совета министров Иззатулло Хаеев и председатель президиума ВС Таджикской ССР Гоибназар Паллаев подали в отставку, хотя позднее ее не принял пленум ЦК Компартии.
Обретение независимости
Деклараций о суверенитете страны было две. Одну подготовило правительство, другую — группа специалистов движения "Растохез". Оба варианта были опубликованы и вынесены на широкое обсуждение, а в августе 1990 года были обсуждены на очередной сессии Верховного совета.
Лидер движения "Растохез", выступая перед депутатами, предложил свой вариант декларации, главная ее идея была сформулирована так: "Республика Таджикистана является независимым, демократическим, правовым государством".
Но его предложение не было поддержано, и в результате сессия единогласно приняла декларацию о суверенитете Таджикской Советской Социалистической Республики.
В ней провозглашалось, что "Таджикская ССР на своей территории самостоятельно решает все политические, экономические, социальные и культурные вопросы, кроме тех вопросов, которые Таджикистан добровольно передает в компетенцию СССР".
Однако в этой декларации отмечалось, что Верховный совет республики имеет полномочия прекратить действия документов СССР, которые противоречат законным правам Таджикистана.
Кроме этого, в ней впервые были введены понятия законодательной, исполнительной и судебной власти. Она также говорила о равенстве политических партий, общественных объединений и массовых движений.
19 августа было объявлено о создании ГКЧП (Государственного комитета по чрезвычайному положению), а 22 августа в своем обращении к народу Таджикистана президент Махкамов заявил: "Критическая политическая ситуация, сложившаяся в стране, требует глубокой взвешенности и дальновидности суждений, выдержки и еще раз выдержки… Мы по-прежнему считаем необходимым и важным как для народа страны, так и для всего мирового сообщества сохранение Союза ССР и выступаем за скорейшее подписание Союзного договора…".
29-30 августа в Душанбе открылась внеочередная сессия парламента. И параллельно в столице начались митинги, участники которых требовали отставки руководства республики и объявления независимости. Под давлением Каххор Махкамов подал в отставку.
Волна протестов тогда прокатилась не только по Таджикистану, но и по многим другим советским республикам. Одна за другой они стали выходить из Союза, принимая декларации о независимости.
Таджикистан принял постановление "О государственной независимости" 9 сентября с формулировкой: "Республика Таджикистан является независимым, демократическим, правовым государством"…
Нельзя было допустить
14 сентября исполняющий обязанности президента Республики Таджикистан, председатель Верховного совета Кадриддин Аслонов, выступая по телевидению, заявил, что "декларированная независимость требует переосмысления каждым из нас вопросов стабилизации и выхода из кризиса. Мы должны отдавать себе отчет в том, что теперь не только республики, но и весь мир будут смотреть на то, как мы будем развивать экономику, развивать культуру и духовность народа. Нельзя допустить, особенно сейчас, раскол и дезинтеграцию общества по земляческим, родственным, национальным и иным признакам…. Наше совсем еще молодое независимое государство стоит перед очень серьезным экзаменом на зрелость. И мы его выдержим, если отбросим групповые амбиции, мелкие местнические пристрастия…".
Но отбросить амбиции и местнические пристрастия не получилось, произошел раскол, а уже через несколько месяцев в Таджикистане разгорелась гражданская война. По официальным данным она унесла порядка 60 тысяч человек, сколько на самом деле не знает никто.