ДУШАНБЕ, 14 сен — Sputnik. Инфляция в Узбекистане по итогам 2017 года ожидается в пределах 11-12%, ее рост связан с увеличением кредитования экономики, в меньшей степени с девальвацией национальной валюты, заявил руководитель Департамента монетарной политики ЦБ республики Илхом Норкулов.
По данным официальной статистики, инфляция в Узбекистане в 2016 году составила 5,7% против 5,6% в 2015 году. В 2017 году инфляцию первоначально планировалось удержать в пределах 5,7-6,7%. ЦБ страны с 5 сентября практически в два раза девальвировал национальную валюту – сум, а указом президента страны Шавката Мирзиёева юридические и физические лица могут свободно осуществлять операции по покупке и продаже валюты по рыночному курсу.
"По итогам года мы ориентируемся на уровень 11-12%. К следующему году — на уровень инфляции ниже 10%", — сказал Норкулов на брифинге ЦБ для журналистов.
По его словам, прогноз инфляции увеличен под влиянием факторов, которые были сформированы еще в первой половине года, и в меньшей степени связан с девальвацией сума.
"Изменение прогноза было обусловлено ростом кредитования экономики", — уточнил Норкулов.
Он напомнил, что регулятор с 28 июня принял решение повысить ставку рефинансирования до 14% годовых с 9%, которые прежде удерживались с января 2015 года. По данным ЦБ, это решение было обусловлено ускорением темпов инфляции, которое было связано с сезонными колебаниями, а также ускорением темпов роста кредитования экономики по сравнению с прошлым годом.
В конце июля МВФ по итогам работы миссии в Узбекистане сообщил, что валютная реформа будет сопровождаться инфляционным давлением, возможны сложности с ликвидностью банковских кредитов. При этом фонд приветствовал упреждающие меры по рекапитализации контролируемых государством банков и повышение ставки рефинансирования ЦБ.
Мирзиёев своим указом также поручил правительству разработать меры по смягчению последствий введения свободной конвертации валюты. В частности, они будут направлены на поддержку уровня капитализации и ликвидности банков, базовых отраслей экономики, оптимизацию импортных пошлин, а также на пресечение необоснованного завышения цен и тарифов на социально значимые товары.