ДУШАНБЕ, 15 сен — Sputnik. Потенциально среди стран, которые могут стать странами-наблюдателями, есть не только азиатские страны, но и те, кто соседствуют с Сирией и даже ведут совместную борьбу с "Джибхат ан-Нусрой", сказал специальный представитель президента России по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев.
На сегодняшний день, по словам специального представителя президента России по сирийскому урегулированию Александра Лаврентьева, окончательного решения нет, потому что этот вопрос имеет, в том числе, и политическое звучание. Однако было решено определить критерии, по которым та или иная страна может получить статус наблюдателя в Астанинском процессе на перспективу, сообщает Sputnik Казахстан.
"Потенциально среди тех стран, которые могут стать странами-наблюдателями в рамках Астанинского процесса есть Китай, ОАЭ, Египет, Иран и Ливан, как страны-соседи Сирии, которые также ведут совместную борьбу с "Джибхат ан-Нусрой", на территории которых сосредоточены большое количество сирийских беженцев. И которые, естественно, заинтересованы в установлении мира и стабильности в этой республике", — сказал Лаврентьев на пресс-конференции по итогам международной встречи по Сирии в Астане.
Он добавил, что этот вопрос будет согласован на рабочем уровне по дипломатическим каналам, и в случае согласия приглашение странам будет направлена через казахстанскую сторону. В целом, прошедшая встреча, по его словам, стала серьезным достижением в поиске формулы сирийского урегулирования.
"На наш взгляд, завершение этого этапа создания зон открывает путь к полному прекращению кровопролития. К полной стабилизации ситуации в Сирии и предметному повышению мер доверия и возвращению Сирии к мирной жизни. Хотелось бы сказать, что итоги сегодняшнего заседания подтвердили правильность выбора, который был сделан странами-гарантами по продвижению направления создания зон деэскалации и усилению борьбы с террористическими организациями", — сказал спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию.
Он добавил, что принятые на встрече документы позволяют сторонам регламентировать функционирование зон безопасности, а от стран-гарантов в свою очередь потребуется и дальше продвигать такое стремление сирийцев.
"Уже сейчас можно сказать, что создание еще де-факто месяц назад зон деэскалации переломило сознание сирийцев в пользу отказа от насилия в пользу стабильности и мира", — подчеркнул Лаврентьев.
Он отметил, что крайне важным они считают скорейшее подключение сирийской оппозиции к борьбе с террористическими организациями, действующими в Сирии.
"Астанинский процесс лишь завершил создание зон деэскалации. Предстоит сделать еще много в дальнейшем, чтобы этот процесс приобрел необратимый характер", — сказали на пресс-конференции.
По его словам, нужно будет оценить эффективность работы зон деэскалации и необходимость внесения каких-то корректив в функционирование сил деэскалации. Другой важный вопрос — гуманитарное разминирование.
Ранее министр иностранных дел РК Кайрат Абдрахманов озвучил совместное заявление Иран, России и Турции, принятое по итогам международной встрече по Сирии в Астане, сообщив, что стороны объявили о создании зон деэскалации, развертывании сил контроля в ряде провинций Сирии и создании совместного центра, координирующего эту работу.