ДУШАНБЕ, 16 сен — Sputnik. Президенты стран Центральной Азии стали активно проводить встречи на высшем уровне.
За прошедшие месяцы президенты Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана и Казахстана встретились несколько раз как на общих площадках международных организаций, так и в формате двусторонних переговоров.
В причинах активизации контактов и в том, почему во встречах почти не участвует лидер Таджикистана Эмомали Рахмон, разбирался Sputnik Узбекистан.
Успехи дипломатии
Самым активным переговорщиком за прошедший год стал Шавкат Мирзиёев — президент Узбекистана уже съездил по два раза в Казахстан и Туркменистан, а в выходные встретился с Нурсултаном Назарбаевым в Ташкенте. Впереди у него беседа с Гурбангулы Бердымухамедовым в Ашхабаде.
В октябре в Узбекистан приедет и кыргызский коллега Мирзиёева — Алмазбек Атамбаев. Это будет третья встреча президентов стран за последний год.
Основной темой обсуждения становятся экономическое и политическое сотрудничество, а также планы по решению общих проблем — например, работы пограничных пунктов, упрощения торговли и укрепления взаимодействия при реализации совместных проектов.
Так, во время визита Шавката Мирзиёева в Кыргызстан президенты подписали несколько инвестиционных контрактов: на строительство ГЭС и двух дорог — железнодорожной и автомобильной.
Не менее успешными оказались и поездки в Казахстан: по итогам переговоров запустилась серия казахско-узбекских бизнес-форумов.
Двусторонние контакты привели к нетипичному для региона контракту — на поставку военной техники. Казахская компания Kazakhstan Paramount Engineering 15 сентября объявила о том, что будет поставлять в Узбекистан бронированные автомобили с противоминной защитой.
Продуктивными оказались и визиты в Туркменистан: по итогам двух поездок Мирзиёева страны подписали несколько договоров о сотрудничестве, а отдельные предприятия наладили трансграничное партнерство.
Ташкент задает тон
За последний год ситуация в Центральной Азии в отношениях государств поменялась очень сильно, и причина этого, как рассказал Sputnik Таджикистан заведующий отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрей Грозин, заключается в смене руководства в Ташкенте.
"Налицо признаки значительного оздоровления. Если сравнить ситуацию двухгодичной давности и нынешнюю, то это небо и земля. Напряженность в отношениях с соседями Ташкента снизилась, и снизилась она благодаря, на мой взгляд, проактивной позиции Шавката Миромоновича", — рассказал Грозин.
Как объяснил эксперт, новый президент Узбекистана активно идет со всеми на диалог — много ездит, много проводит встреч, и даже с теми соседями, с которыми было много разногласий, — Кыгрызстаном и Таджикистаном — он выстраивает диалог и стремится разрешать спорные моменты.
В целом, как подчеркнул Грозин, несмотря на сохранение некоторых проблем — водопользования, неуточненных границ, анклавов, товарооборота, — прогресс идет, а ситуация начала меняться в лучшую сторону.
Из общего тренда выбивается только Душанбе: как рассказал эксперт, объясняется это прежде всего не совсем взвешенной внешнеполитической стратегией Таджикистана.
"Душанбе, на мой взгляд, в силу не слишком грамотно выстроенной внешней политики оказался в стороне от общих региональных процессов. Отсюда и провисание в таджикско-узбекских отношениях", — добавил Грозин.
К тому же, стороны до сих пор не могут определиться, кто должен сделать "первый шаг" в налаживании отношений.
"Большой вопрос, от кого должна исходить инициатива. В Ташкенте считают, что мяч на стороне Душанбе. В столице Таджикистана — наоборот, особенно после того, что Узбекистан активно продемонстрировал возможность выстраивания хороших отношений с тем же Бишкеком", — заключил эксперт.
Сила в сплоченности
Помимо сотрудничества в сфере экономики активизация двусторонних контактов в регионе объясняется возросшими угрозами безопасности, считает профессор МГУ имени М.В. Ломоносова, политолог Андрей Манойло.
"По всей видимости, резко ухудшается обстановка в сфере безопасности. Лидеры стран осознают, что есть серьезные вызовы", — считает эксперт.
Соображениями укрепления стабильности в регионе объясняется и отсутствие двусторонних встреч с соседями в календаре президента Таджикистана Эномали Рахмона.
В целом же, как подчеркнул Манойло, центральноазиатские элиты прекрасно понимают, что под прицелом находятся не отдельные страны, а регион в целом, поэтому проблемы безопасности можно решить только совместно.