ДУШАНБЕ, 19 сен — Sputnik, Григорий Ростов. По данным Всемирной туристической организации ООН (ЮНВТО), на туристический сектор приходится около 7% мирового экспорта, одно из одиннадцати рабочих мест и 10% мирового ВВП. Туризм интегрирован в 400 отраслей и обеспечивает ежегодно более 1,5 триллиона долларов дохода.
Как утверждают статистики, на долю Таджикистана из этой суммы в минувшем году пришлось чуть больше 156 миллионов долларов. Для страны с уникальным разнообразием флоры и фауны, широким набором природных лечебниц и неповторимыми условиями для альпинистов и рафтеров всех мастей — это капля в море.
Между тем первые два места — идеальный полигон для альпинистов и любителей рафтинга, третье — водолечебница, исцеляющая несколько десятков болезней, крепость — магнит для интересующихся историей и археологией, а завершает список Припамирье — рай для всех охотников-экстремалов. И это только малая часть тех точек на карте республики, которые потенциально могли бы привлечь в Таджикистан миллионы туристов.
О причинах неиспользования этого потенциала, сказано очень много и повторять их снова нет смысла. Хочется рассказать о шагах, предпринимаемых для его развития.
Естественно, сам Таджикистан с такой грандиозной задачей справиться не в состоянии, но выход видится в партнерстве. Одним из таких партнеров с недавних пор стала Всемирная федерация туристических городов.
"Вследствие развития инициативы, предложенной председателем КНР Си Цзиньпином "Один пояс — Один путь", интерес китайцев возрастает к историческим точкам на Шелковом пути. Кроме этого, многие туристические организации, включая нашу, работают в данном направлении", — рассказал менеджер Департамента по международным делам ВФТГ Мухаммадхуджа Давлятов.
"Культурное наследие Таджикистана является глубоким и интересным объектом для многих нишевых туристов, — считает Давлятов. — Но с другой стороны, Таджикистану предстоит еще сделать многое для дальнейшего заманивания путешественников и обеспечения им удобного и приятного пребывания на территории нашей страны".
Некоторые шаги для этого уже сделаны. Например, внедрение онлайн-системы получения визы, упрощение визового режима для граждан более 80 стран, выгодные налоговые условия для туристических организаций. Но все это лишь начало долгого пути к устойчивой модели туризма.
В настоящее время львиную долю таджикистанцев, выезжающих в КНР, составляют бизнесмены. Они в основном держат путь в Урумчи (административный центр Синьцзян-Уйгурского автономного района), где закупают вещи низкого качества.
Остальные — это студенты, приезжающие на учебу в Пекин и другие крупные города КНР. Просто любоваться китайскими красотами гражданам РТ не по карману.
В 2016 году число туристов, выезжающих из Китая, составило около 130 миллионов человек. С учетом прогноза специалистов о ежегодном четырехпроцентном уровне роста этой цифры справедливо предположить, что китайский поток туристов, если Таджикистан их заинтересует, будет преобладать. Некоторые местные эксперты выражают опасения, что, китайцы могут нанести вред экологии исторических достопримечательностей РТ.
"Мифы о не очень аккуратных китайцах сильно преувеличены, — успокаивает Давлятов. — Даже пойду дальше, сказав, что отношение населения нашей страны к уникальной природе республики является для неё более реальной угрозой. Что касается китайцев, то правительство КНР вкупе с туристическими организациями постоянно ведут кампании по обучению своих граждан правилам поведения за рубежом".
А вот Таджикистану здесь похвастаться нечем, острый дефицит квалифицированных преподавателей заметен в вузах. О школах, и тем более детских садах, даже говорить не стоит.
По итогам 2016 года, вклад туризма в ВВП Китая составил 11%, а доходы от отрасли превысили 720 миллиардов долларов. Эти цифры были озвучены на 22-й сессии Генеральной ассамблеи Всемирной туристической организации при ООН.
Правительством РТ была принята Концепция развития туризма на 2009-2019 годы, в соответствии с которой планируется принять более 1 миллиона туристов до 2020 года. Надо сильно постараться, чтобы в этом миллионе были и граждане соседнего Китая.